Современные технологии на службе образованию: в Калининградской области открыли еще 20 «Точек роста»
В Калининградской области расширяется сеть образовательных центров «Точка роста». В этом году еще двадцать центров распахнут свои двери для школьников.
«Точки роста» стали окном в мир технологий для ребят, живущих в небольших городах и селах. Современное оборудование и усовершенствованные методики обучения позволяют на качественно ином уровне изучать школьные предметы и получать качественное дополнительное образование. Новые перспективы открываются и перед педагогами.
На сегодняшний момент уже практически все школьники региона получили доступ к современным образовательным программам. И это еще не предел возможностей.
План перевыполнили
Центры «Точка роста» открываются в малых городах и селах Калининградской области с 2019 года, это одно из ключевых направлений национального проекта «Образование». Специально разработанные методики, проектный подход и современное оборудование позволяют на качественно новом уровне изучать школьные предметы, а желающие могут получить качественное дополнительное образование. При этом по мере расширения сети многие школьники получают возможность заниматься в «Точках роста» разных направлений и таким образом не только лучше изучить предметы, но и заняться наиболее интересными для них проектами.
Первоначально предполагалось, что к 2024 году в регионе откроется семьдесят одна «Точка роста». Однако в процессе реализации программы планы были существенно скорректированы. Уже в прошлом году в Калининградской области при поддержке Калининградского областного института развития образования работали семьдесят три центра по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям. Специализация большей части – гуманитарные и технические науки, остальные – естественно-научного профиля.
«Вся деятельность «Точек роста» построена в проектном формате, поэтому ребята создают свою идею, упаковывают ее и реализуют через лаборатории. Плюс - это же практический эксперимент. Однозначно площадки, где можно применить свои знания или просто провести эксперимент, дают большой посыл ребятам для развития в дальнейшем по многим предметам», - подчеркнула министр образования Калининградской области Светлана Трусенева.
Десять тысяч школьников за три года
За время реализации проекта обучение в центрах прошли более десяти тысяч школьников, открыто несколько сетевых образовательных программ.
«Спустя три года реализации проекта заметны позитивные тенденции – в школах, где открыты точки роста, около сорока процентов детей выбирают химико-биологический профиль обучения в старшей школе или учреждениях среднего профессионального образования», - сообщила министр образования Калининградской области Светлана Трусенева.
Обучение предусмотрено и педагогам, они проходят курсы повышения квалификации по программам от Академии Минпросвещения России, также для них регулярно организуются специальные семинары.
Для каждой школы открытие «Точки роста» - настоящий вызов. Администрация должна заняться проектированием пространства – все центры оформлены в едином стиле и цветовой гамме, а также разобраться с особенностями ведения документации. Педагогам необходимо освоить новые методики преподавания, основы проектно-исследовательской деятельности и перейти на «ты» с техникой – а это значит, что прежде, чем начать учить детей, им самим нужно учиться, и достаточно интенсивно. Но результат того стоит.
«Это совершенно новое, современное и близкое к детям. И когда они видят, что школа на одной волне с ними и предлагает им цифровые лаборатории, и не просто как увлечение, а как обучение – дети это принимают и становятся соучастниками процесса! Сегодня центр стал неким ядром всего того, что происходит в школе. Дети интересуются всем, что там происходит!» – поделилась впечатлениями директор Черняховской СОШ № 3 Лариса Яснопольская.
Интенсивы для учеников
В «Точках роста» школьники работают на самом современном оборудовании, включая VR-очки, 3D-ручки и 3D-принтеры, квадракоптеры, цифровые лаборатории. И это не просто учеба или игра – школьники проводят исследования и благодаря практикоориентированным программам реализуют собственные проекты.
Один из эффектов, которые отмечают специалисты – заметно вырос уровень мобильности и школьников, и педагогов. Ребята активно участвуют в мероприятиях федерального и международного уровней, в региональных этапах всероссийской олимпиады школьников. Так, школьница из Калининградской области Чинара Мстоян несколько месяцев изучала особенности постковидных симптомов - одышки и нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы. Она смогла это сделать на высоком уровне благодаря специализированному оборудованию для биологических исследований, которое было установлено в «Точке роста», открывшейся на базе Маршальской школы Гурьевского муниципального округа.
Хорошим стимулом для развития системы образовательных центров «Точка роста» стала организация соревновательной среды для школьников. В этом году впервые для учащихся центров организовали пять региональных конкурсов. Победители приехали на специальный интенсив в Центр развития одаренных детей, длившийся две недели. Там ребята могли представить свои проекты и значительно увеличить свои знания по предметам. Итоги были подведены в ходе двухдневного хакатона. По каждому направлению определили победителей, которые получили денежные призы.
Интенсивы для учителей
Естественным продолжением проекта стал специальный образовательный интенсив, организованный для учителей. Пятьдесят пять педагогов, преподающих в «Точках роста», прошли обучение по программе «Беспилотные авиационные системы».
Организаторы поставили перед собой задачу сформировать профессиональное сообщество, участники которого будут развивать в школьной среде беспилотные технологии. Это одно из направлений, идеально сочетающее в себе развлекательный и образовательный векторы. Совершенно не обязательно школьник впоследствии будет заниматься беспилотной авиацией, но приобретенные навыки будут полезны и в иных сферах.
«Для успешного развития данной технологии в Калининградской области, помимо обучения программой предусмотрена материально-техническая поддержка, а именно предоставление оборудования в виде программируемых летательных дронов школам, в которых будут открыты курсы беспилотной авиации» – отметила проректор по развитию КОИРО Юлия Скабицкая.
Педагоги работали с учебными дронами, пробовали делать 3D-съемку с квадрокоптера, осваивали виртуальное программирование на Scratch и Python. А еще приобрели новых друзей и получили возможность продуктивного общения с наставниками. Организаторы призвали участников не терять приобретенных связей, чтобы профессиональное сообщество продуктивно развивалось.
Ориентир – более ста «Точек роста»
В этом году по проекту «Современная школа» в рамках нацпроекта «Образование» 15 сентября распахнули свои двери еще двадцать центров «Точка роста» естественнонаучной и технологической направленностей. Для каждого центра закупили специальное оборудование – ученические лаборатории, препараты и реактивы для практических и лабораторных работ, конструкторы для практики блочного программирования, образовательные наборы по механике, мехатронике и робототехнике.
В Низовской школе Гурьевского городского округа в день открытия «Точки роста» провели ряд мастер-классов. Ребята смогли, используя современное оборудование, измерить пульс, определить кислотность почв, а также научно подойти к вопросу выбора шампуня и уходовых средств, основываясь не на рекламных роликах, а на анализе химических показателей препаратов.
Команда Храбровской средней школы провела мастер-классы по оказанию первой медицинской помощи, моделированию кристаллической решетки сложных веществ при помощи 3D-ручки и использованию энциклопедий с дополненной реальностью.
Сейчас сеть «Точек роста» в Калининградской области состоит из девяноста трех центров, открытых на базе региона. И до 2024 года планируется открыть еще два десятка. Таким образом, к этому времени в каждом небольшом городе и селе появится своя «Точка роста».