Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Система образования Калининградской области: актуальный ответ на вызовы времени

В Калининградской области к новому учебному году подготовили целый комплекс мер поддержки учителей – от единовременной выплаты к Дню знаний до сертификатов на приобретение жилья.

В регионе активно развивают систему ранней профориентации и повышения квалификации для учителей, ведется активная поддержка молодых педагогов. Непрерывное повышение уровня педагогического мастерства в сочетании с кардинальной модернизацией материально-технической базы позволяет создать систему обучения, соответствующую современным требованиям и реалиям, изменить содержание учебных дисциплин и значительно повысить качество общего и дополнительного образования, что в перспективе не только даст стране грамотных специалистов в самых разных областях, но и позволит повысить конкурентоспособность отечественной науки и промышленности и обеспечить лидерство в этих областях в мировом масштабе.

«Успех всех проектов и результативность всей системы образования во многом зависит от наших педагогических работников, их наличия, профессионализма, их ценностных установок», - подчеркнула министр образования Калининградской области Светлана Трусенёва.

Залог качества образования - поддержка учителей

В Калининградской области действует целая система региональных мер по поддержке педагогов.

  • единовременные выплаты к 1 сентября
  • единовременные выплаты начинающим педагогам
  • стипендии для студентов в рамках целевого обучения
  • премии лучшим педагогам
  • сертификат на приобретение жилья

Одной из главных мер безусловно станет долгожданное решение о предоставлении учителям единовременной выплаты на покупку жилья. Соответствующее постановление правительства Калининградской области подписано в июне этого года. Получить жилищный сертификат могут преподаватели русского языка и литературы, математики, информатики, химии и физики.

В этом году впервые руководители, педагоги и сотрудники учебных заведений получили к первому сентября единовременную денежную выплату в размере 12 тысяч рублей.

Семь лучших учителей региона получат премии в размере двухсот тысяч рублей, еще сорока лучшим педагогам перечислят по пятьдесят тысяч рублей в качестве денежного поощрения.

В регионе практикуется целевое обучение студентов. Учащиеся старших курсов могут заключить договор с какой-либо из школ области. Главное условие – студент должен учиться очно и получить в итоге одну из следующих специальностей - математика, физика, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки, биология, русский язык, литература, история, обществознание, начальное образование, физкультура.

Такие договоры с конкретными работодателями заключили уже более тридцати студентов. На время обучения они будут получать стипендию в размере пятнадцати тысяч рублей, а по окончании вуза придут на работу в уже знакомую школу.

Выпускникам высших учебных заведений, которые только начали работать в общеобразовательных учреждениях, выплачивается сто тысяч рублей в качестве финансовой поддержки. В 2021 году такой стимул получили пятьдесят молодых преподавателей.

Готовить профессионалов

Чтобы обеспечить школы Калининградской области кадрами, в регионе ведут последовательную работу как по выращиванию своих собственных специалистов, так и по привлечению их из других регионов. Хорошо зарекомендовала себя такая форма профориентации, как педагогические классы. Первые из них появились в регионе в 2019-м году, и уже есть результат – почти треть учащихся выбрали для себя профессию педагога и сейчас учатся в Институте образования Балтийского федерального университета имени И. Канта. В новом учебном году начинают работу 27 педагогических классов по всему региону.

Еще одним перспективным направлением стало сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом. Студенты столичного вуза имеют возможность пройти педагогическую практику в Калининградской области. Заявки на приглашение будущих специалистов в школах региона оформили заранее.

«Они живут здесь, проходят практику в наших образовательных организациях, потом уезжают и в перспективе, мы на это конечно рассчитываем, возвращаются для трудоустройства. Также в Калининградскую область приезжают выпускники МПГУ - вакансии наших школ размещаются у них в кадровой службе, в университете, они прибывают к нам и устраиваются на работу», - пояснил корреспонденту Infox.Ru специалист по учебно-методической работе УМЦ управления образованием КОИРО Эвердинас Болотов.

А педагогический колледж в Черняховске становится филиалом МПГУ. Здесь продолжат готовить специалистов среднего профессионального образования, но в добавление к этому уже в 2022 году объявят прием для получения высшего образования по первым четырем направлениям - математика и информатика, русский язык и литература, история и обществознание, дошкольная дефектология. В дальнейшем список специальностей будет расширен.

«Официально мы с февраля-марта объявим приемную кампанию, чтобы дети выбирали необходимые ЕГЭ, старались, чтобы к нам хорошие ребятишки шли. У нас есть большой опыт реализации сетевого педагогического класса, колледж-класс и так далее, когда дети получают первую педагогическую профессию, мы продолжим эту работу, так как рассматриваем это направление как одну из профориентационных технологий. Наш колледж активно участвует в проекте «Билет в будущее», мы вошли в число ста лучших организаций WorldSkills Russia. Мы, как говорится, все эти флаги будем держать и еще гордо возьмем флаг высшего образования», - отметила в интервью Infox.Ru кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Гозман, директор ГБУ КО ПОО "Педагогический колледж".

Учиться, чтобы учить

Результаты, достигнутые учениками, во многом зависят от профессионализма преподавателей. Чтобы успевать за требованиями времени, учителям необходимо постоянно учиться самим.

В этом году в Калининградской области начинает работу Центр непрерывного повышения профессионального педагогического мастерства. Для работы буквально с каждым педагогом сейчас в регионе создается система научно-методического сопровождения, куда войдут все структуры – региональное министерство образования, профессиональные объединения и ассоциации и муниципальные методические службы.

Также ведется внедрение целевой модели наставничества – алгоритма, единого для всех регионов. Оно может как индивидуальным, так и групповым, реализуется несколько моделей: директор-директор, учитель-учитель, молодой учитель – опытный учитель или профессиональное сообщество – профессиональному сообществу.

«У каждой школы, у каждого детского сада есть свои сильные стороны, и есть образовательные организации, которым еще нужно выходить на новые уровни развития. Соответственно мы будем подбирать каждой школе, каждому детскому саду и отдельным педагогам либо наставляющую команду, либо наставника в индивидуальной форме. Мы планируем, что в каждой школе, в каждом детском саду и в каждой организации дополнительного образования для начала внутри появятся диады наставник – наставляемый, подопечный. На уровне региона определено порядка тридцати школ, которые будут оформлены стажировочными площадками, из числа их сотрудников будут выбираться наставники на региональном уровне», - пояснила Infox.Ru директор Центра непрерывного повышения профессионального педагогического мастерства Ольга Блохина.

Нацпроект «Образование» как залог устойчивого развития

Выстраивание современной логичной системы образования в Калининградской области ведется в рамках национального проекта «Образование». Он объединяет пять региональных проектов:

  • Современная школа
  • Успех каждого ребенка
  • Цифровая образовательная среда
  • Молодые профессионалы
  • Патриотическое воспитание граждан РФ

Проект «Современная школа» - один из ключевых для практической реализации постулата о доступности качественного образования каждому ребенку вне зависимости от места жительства. Центральное направление – создание в небольших городах и сельской местности центров «Точка роста».

В Калининградской области их работает уже 53, а в 2021 открываются еще двадцать – естественно-научной и технической направленностей. Это не только возможность для детей, живущих далеко от больших городов, использовать для обучения все технические средства современности и учиться по актуальным программам и методикам.

Фактически «Точки роста» объединяют в единую сеть все близлежащие школы, открывая новые образовательные перспективы для учеников и расширяя профессиональные горизонты для учителей. Более пятисот специалистов повысили свою квалификацию с помощью разработанных на федеральном уровне программ.

Работа на результат

Обновленная система образования, опирающаяся на создание современных центров и на новые подходы к преподаванию, уже позволила кардинально изменить содержание двух школьных предметов – информатики и технологии и усовершенствовать преподавание этих направлений, а также робототехники в рамках дополнительного образования.

Первые результаты такого подхода уже зафиксированы: все больше школьников Калининградской области выбирают информатику как экзамен по выбору в девятом классе. Двадцать два процента – это пятая часть! – выпускников получили на ЕГЭ по этому предмету от 81 балла и выше. Средний балл улучшился более чем на три процента. Выросли средние баллы и по другим предметам – биологии, физики и химии.

Новые «Точки роста», которые откроются в 2021 году, естественным образом встроятся в единую систему с научно-образовательным центром передовых технологий, который открылся в феврале этого года на базе ШИЛИ – ГАУ КО ОО «Школа-интернат лицей-интернат», это единственное в регионе базовое учебное заведение РАН. Научная лаборатория школы совместно с сотрудниками БФУ им. И. Канта работает в таких направлениях, как генетические технологии, биоинженерия и биоинформатика, палеонтология, планируется организовать IT-лаборатории и блоки 3D-моделирования и кибер-спорта.

ШИЛИ и «Точки роста» совместно реализуют углубленные образовательные программы естественно-научного направления.

Своя программа развития введена и для интернатов. Направление «ТехноПрофи» реализуется в учебных заведениях с круглосуточным пребыванием детей с позапрошлого года. Уже создано четыре центра - «Медиалаб», «Агролаб», «Профи-мастер», «Центр мехатроники и пищевой индустрии». Еще один центр нового типа откроется на базе школы-интерната № 8 в Нестерове.

Это позволило модернизировать профили профессионального образования и таким образом увеличить возможности трудоустройства выпускников с ограничениями по здоровью на современные производства. Также в Калининградской области активно модернизируют материальную и методическую базу средних специальных учебных заведений.

Вслед за «Сириусом»

В рамках проекта «Успех каждого ребенка» по развитию дополнительного образования в это году создано более тысячи кружков и секций. Большое значение имеет деятельность технопарков «Кванториум», в том числе мобильных. В регионе созданы уже два IT-куба – центра цифрового образования для детей. Один из них открылся осенью прошлого года в Калининграде, второй начнет работу в сентябре.

Особое место занимает Центр развития одаренных детей в поселке Ушаково. В этом году наступил новый этап в его развитии – отныне он будет работать по модели образовательного центра «Сириус». К научному направлению прибавляется искусство и спорт, расширяется инфраструктурная составляющая, а количество детей, которые проходят через образовательные потоки центра, увеличится с полутора тысяч до трех с половиной тысяч человек в год.

Переход на цифру

В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» Калининградская область стала участником эксперимента по модернизации всех ступеней общего образования. Более семидесяти образовательных организаций планируется оснастить серверным оборудованием, компьютерными классами и аудиториями для работы с цифровым образовательным контентом на базе интерактивных комплексов.

Активно повышается цифровая грамотность преподавателей - только в первом квартале этого года Калининградский областной институт развития образования обучил более трехсот педагогов практическим аспектам реализации проекта в образовательной организации, с января по май провели четырнадцать семинаров с участием почти тысячи четырехсот слушателей.

Полная версия