Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

В Новосибирской области могут ограничить господдержку мегаферм

Новый законопроект об аграрной политике депутаты Новосибирского заксобрания обсудят на ближайшей сессии, члены профильного комитета уже одобрили документ.

«Предыдущий закон в значительной степени изжил себя, и многие его положения уже не работают. За это время – 10-13 лет – отрасли, которые нуждались в поддержке, достигли уровня самообеспечения. Приоритеты изменились», - отметил председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям законодательного собрания Новосибирской области Олег Подойма.

Действующий закон № 61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» был принят в 2006 году. Тогда казалось справедливым, что хозяйства, в которых выше продуктивность стада и объёмы производимого молока, получают большую поддержку. Однако в Новосибирской области, как и во многих других, это привело к тому, что львиная доля всех средств, выделенных на поддержку молочного животноводства – от 70 до 80 процентов – шло к самым крупным хозяйствам, которые еще называют мегафермами. При этом работает с прибылью на протяжении многих лет лишь одно из них – «Ирмень». Остальные мегахозяйства не только малорентабельны, но и не дают развиваться более мелким производителям.

Одним из главных и последовательных сторонников ограничения господдержки мегаферм из областного бюджета выступил председатель законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.

«Не секрет, что вокруг молочных или других мегакомплексов практически ничего не остаётся: скупается земля, прекращается то небольшое производство, которое там существовало. Да, они дают объёмы, статистику, загружают перерабатывающие заводы, но наша задача как власти — думать и о сохранении сельских территорий, сельского образа жизни. Эти предприятия и так получают огромные суммы федеральной господдержки, поэтому, если мы ограничим им средства из областного бюджета и перераспределим их на поддержку средних сельхозпредприятий, это будет правильно и справедливо», - уверен спикер регионального парламента.

Также необходимо ввести ответственность агропредприятий за полученные через госсубсидии средства, считает Андрей Шимкив.

«У нас много примеров, когда деньги уходят: инвесторы исчезают с дотациями. Надо так: если ваша компания обанкротилась, будьте добры, в течение пяти лет верните дотации», - подчеркнул он.

Проект нового регионального закона «О государственной аграрной политике в Новосибирской области» ранее одобрили в правительстве региона. Как сообщил парламентариям министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко, документ регламентирует господдержку аграриев в четырех формах: финансовая и информационная поддержка, предоставление налоговых льгот, а также проведение мероприятий по стимулированию развития отраслей сельского хозяйства. При этом финансовая поддержка предполагает предоставление субсидий юрлицам и физлицам, индивидуальным предпринимателям, а также социальные выплаты гражданам. Список тех, кто может претендовать на поддержку государства, дополнен профессиональными образовательными, научными организациями, организациями, осуществляющими деятельность по содержанию и разведению водных биоресурсов, по поиску и добыче водных биоресурсов. Также предусмотрены выплаты руководителям сельскохозяйственных организаций, проработавшим в этой должности не менее 15 лет, и молодым специалистам.

Как отметил в ходе обсуждения законопроекта зампред комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин, в законопроект заложены взаимоисключающие цели.

«С одной стороны, предлагается развивать сельские территории и обеспечивать занятость населения, с другой – внедрять инновационные достижения и современные технологии в производство. А всё идёт к тому, что сельское население вообще не будет занято в аграрном производстве. Автоматизация, роботизация – и одновременно сохранение рабочих мест? не закладываем ли мы мину замедленного действия под создаваемый закон?» - поделился сомнениями депутат. Глава регионального минсельхоза возразил, что никакого противоречия, по его мнению, нет - одновременное повышение производительности труда, и сохранение обеспечение занятости может обеспечиваться не только крупными агропредприятиями.

«Сейчас мы усиленно развиваем малые формы хозяйствования. И направляем туда существенные средства государственной поддержки», - пояснил Евгений Лещенко.

Представленный документ вызвал беспокойство и у депутата Анатолия Жукова.

«Цели и задачи этого закона – сохранение эффективного производства в сельских поселениях. Действительно, современная техника требует всё меньше и меньше людей, нам нужна какая-то конкретика в разговорах о других сферах занятости», - подчеркнул Анатолий Жуков.

Министр сельского хозяйства в ответ пояснил, что все это будет учтено в госпрограмме комплексного развития сельских территорий, разработка которой сейчас ведется.

Одной из самых важных тем в законе, как считают депутаты, стал четко прописанный контроль за средствами господдержки и участие парламентариев в формировании региональной программы развития сельских территорий.

«Госпрограммы будут разрабатываться с участием депутатов аграрного комитета и приниматься по согласование и с аграрным, и с бюджетным комитетом. Я думаю та форма, которая сейчас принята, позволяет влиять депутатам на ситуацию в отрасли», - отметил председатель комитета Олег Подойма.

Депутат Михаил Вересовой выдвинул предложение подойти к документу более конкретно.

«Все упрется в деньги. Поэтому я говорю об анализе, а потом уже о принятии программы. В первом чтении закон примем, а потом давайте проведем конкретный анализ и раскроем себе глаза, конкретно представив, что мы получим».

Он добавил, что главное – принять закон в таком виде, чтобы жители могли действительно почувствовать, что жить и работать им стало лучше.

Представители комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям приняли решение поддержать законопроект и вынести его на рассмотрение ближайшей сессии заксобрания Новосибирской области.

Полная версия