Москва
3 января ‘25
Пятница

Дойдет ли цена бензина в России до ста рублей за литр?

Крупные нефтяные компании отказываются от скидок корпоративным клиентам по топливным картам.

Фактически это скрытый рост цен на бензин  при официальном их замораживании, которое было достигнуто по соглашению нефтяников с правительством.

Независимые АЗС при сохранении нынешнего положения вещей скорее всего закроются – им просто невыгодно будет работать дальше. В перспективе это может привести к утрате инфраструктуры, возникновению черного рынка и уже неконтролируемому росту цен, считают эксперты.

Другая экономическая реальность

В топливной сфере введено ручное управление, а такое грубое вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям, заявил корреспонденту Infox.Ru председатель Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Я реально не понимаю, что сейчас происходит, потому что это не вписывается ни в какие рамки. А что будет после 1 января и далее, просто неизвестно. Мы сейчас живем в совершенно другой экономической реальности, чем мы жили до 1 ноября. У нас все изменилось. У нас введено  ручное управление ценообразованием, которое, как правило, ведет к дефициту. И то, что мы сейчас наблюдаем - действительно у нас не выполняется ни одно поручение по насыщению внутреннего рынка», - отметил он.

Как пояснил Евгений Аркуша, соглашение правительства и нефтяников, о котором сейчас говорят все, на самом деле еще не подписано. Однако ситуация крайне сложная.

«Давайте дождемся подписания соглашения, каких-то действий, тогда будем обсуждать. К сожалению, всегда ручное управление ведет к дефициту, всегда. И то, что сейчас у нас на рынке, это очень похоже на создание дефицита», - отметил эксперт.

Уничтожение топливной инфраструктуры?

На топливном рынке России сложилась очень опасная ситуация, чреватая возникновением топливного кризиса, уверен президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

«Решение по заморозке фиксирует убыточность независимой розницы и еще сильнее усугубляет ситуацию, в которой мы сегодня оказались. И это неизбежно ускоряет процесс стремления к тому топливному кризису, именно инфраструктурному кризису, когда независимые заправки  вынуждены массово закрываться не потому, что плохо работают, а потому что их поставили в такие условия, что они вынуждены уйти с рынка. А вот это уже может привести и скорее всего приведет к очень существенным потрясениям на топливном рынке», - отметил эксперт.

Вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые осуществляют всю цепочку производственного процесса, от геологоразведки до реализации нефтепродукта, сейчас принимают клиентов, которых потеряли независимые компании. Однако инфраструктуры ВИНК просто не достаточно для того, чтобы обеспечить потребности страны в топливе. 60 процентов АЗС – это независимые компании, которые теперь вынуждены работать себе в убыток, и продлится это недолго.

«Просто физически заправок не хватит у нефтяных компаний. Идти покупать независимые сети они не хотят, потому что для них розница тоже убыточна. Ну и, следовательно, это 50 километров до заправки, сумасшедшие очереди на заправках ВИНК, и при этом пока стоял очередь, топливо кончилось. Как следствие - появление черного рынка, а где черный рынок, там цена может быть любая», - отметил Павел Баженов.

Весной этого года на Курилах, на острове Кунашир, случился топливный кризис - не было бензина. Топливо завозили бочками и продавали частники.

«Так там цена была 100 рублей за литр, и еще попробуй купи. Вот такая история. Сегодня мы по сути просто уничтожаем топливную инфраструктуру, топливный рынок», - пояснил Павел Баженов.

Больше половины суммы - налоги

Независимые компании работают в том числе в отдаленных местах, к примеру  в сельской местности, и проигрывают крупным компаниям по бренду. Самый доступный для них способ конкуренции – более низкая цена. Так и было, пока не ввели заморозку розничных цен на бензин в июне этого года. Оптовые цены продолжали расти, и цены пришлось повышать. В итоге это отразилось в индикаторах цен по ряду регионов, которые не пользуются популярностью у крупных компаний.

«Независимые заправки ставили адекватные оптовым реалиям цены. Есть закупочная цена, есть какая-то минимально приемлемая рентабельность, вот такую цену и ставим, никто сверхдоходы давно не получает, сейчас все думают, как с убытками быть и не обанкротиться, что большие сети, что малые», - пояснил Павел Баженов.

При этом на сегодняшний день 60 процентов стоимости бензина – это основные налоги, без учета отчислений от предприятий. Акциз, НДС и НДПИ в следующем году повысятся, а значит, доля налогов в цене литра топлива достигнет 70 процентов.

«В целом у нас налогообложение на внутренний рынок становится значительно более существенным, чем налогообложение экспорта, ну и все, и приплыли. Надо четко понимать, что все, что сегодня происходит, виновником  высоких цен и главным бенефициаром высоких цен на топливо является бюджет Российской Федерации», - подчеркнул Павел Баженов.

Альтернативное решение

Если правительство продолжит любой ценой пытаться сдержать рост цен на бензин, рано или поздно он станет бесконтрольным. Между тем, как считают в  Независимом топливном союзе, есть ряд мер, которые могут смягчить ситуацию.

Во-первых, это отмена акциза. Сейчас это 15 процентов от стоимости литра бензина, в 2019 году будет уже 20 процентов.  

«Это очень серьезный запас прочности, который бы позволил с одной стороны сразу же быстро обеспечить нормальную адекватную доходность для бизнеса, что для переработки, которую сейчас тоже загнали в убыточность, что для розницы, а с другой стороны, не допустить роста цен и сделать ситуацию более сбалансированной и более стабильной. Второе – увеличивать объемы реализации на внутреннем рынке, это развитие биржевой торговли, кратное увеличение поставок на биржу, это действительно работает», - рассказал Павел Баженов.

Отказываться от контроля в этой сфере полностью нельзя, необходимо разработать систему индикаторов как мелкооптовой, так и розничной сети, сохранить конкуренцию на рынке. И перестать административно регулировать цены, заключил эксперт.

Полная версия