Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:39
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Буква и дух Конституции: изменится ли в России основной закон?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В России активно обсуждают статью председателя Конституционного суда Валерия Зорькина «Буква и дух Конституции».

В статье автор изложил свой взгляд на основной закон и возможные его «точечные» изменения для выстраивания эффективной модели народовластия, которая отвечала бы грядущим вызовам, и в частности устранения распределения полномочий в пользу исполнительной власти и усиления роли партийного плюрализма.

Некоторые аналитики связали появление статьи с понижением рейтинга Владимира Путина и попытками либо продлить его властные полномочия, либо найти преемника действующему президенту. Такая точка зрения получила распространение в Telegram-каналах. Другие считают, что статья представляет собой умозрительные рассуждения, которые не имеют отношения к реальной политической ситуации.

Навести тень на плетень?

Если конституционная реформа и встанет на повестке дня в России, это произойдет не в ближайшем будущем, уверен политолог Константин Калачев. Эта дискуссия не инициирована Кремлем. Нынешняя политическая система достаточно устойчива, а влияние Путина определяется его ролью в истории страны, уже обозначенной, а также тем фактом, что он – самый рейтинговый российский политик, подчеркнул эксперт в интервью корреспонденту Infox.Ru.

«Я не сторонник конспирологии, я не люблю обсуждать то, что пишут Telegram -каналы, потому что я прекрасно понимаю, что при отсутствии новостей их создают искусственно. Если конституционная реформа и будет стоять на повестке дня, то будет это не в ближайшее время, совершенно ясно, и я бы не связывал это с какими-то рефлекторными реакциями, с какими-то событиями, которые не носят системного характера.

Сейчас, к примеру, все начинают говорить о снижении рейтинга Путина и считают, что эти дискуссии – попытка оставить Путина у власти на веки вечные, я не готов всерьез это обсуждать. Есть ситуативное понижение, потом такой же ситуативный может быть рост, и на сегодняшний день я не вижу никаких возможностей понятного людям, серьезного, глубокого обоснования необходимости конституционной реформы, а вижу желание пораскачивать ситуацию, навести тень на плетень», - отметил Константин Калачев.

Изменить баланс?

Восстановить баланс между ветвями власти конституционным способом не удастся,  заявил Infox.Ru  директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Для этого нужно повышать уважение жителей к ветвям власти.

«Какой у нас рейтинг правительства и палат парламента? Мы можем дать им заоблачные права, но если президент завтра распустит парламент, по любой причине, то народ его поддержит, потому что даже если рейтинг Путина снижается, до рейтинга парламента ему еще падать и падать. В первую очередь нужно уравновесить уважение к ним населения, а уже потом заниматься конституционной реформой. Если народ хоть на минуту предположит, что Госдума способна принимать самостоятельные решения, вот просто примет это даже не как аксиому, а как гипотезу, тогда да, внимание как минимум, если не уважение, к Госдуме вырастет», - отметил эксперт.

Что интересно, за последние полтора года влияние Госдумы выросло. Если в стратегических направлениях, к примеру по поводу пенсионной реформы, депутаты нижней палаты парламента поддержали правительства, в других, менее глобальных вопросах Госдума часто оппонирует правительству.

«Просто люди в этих политических муравьях разбираться не хотят, им это не интересно. Влияние думы растет, но это рост заметен только специалисту», - прокомментировал эксперт.

Эффект «упорядоченной елки»

Еще один постулат статьи главы Конституционного суда – преимущество двухпартийной системы. Ее также вряд ли удастся создать законодательно.

«Напомню, что в Америке десяток партий. Там двухпартийная система по факту, но не по праву. И кандидатов на выборах президента не два, просто остальные никого не интересуют, но они есть. Я в данном случае к Зорькину обращаюсь – мы не можем через законодательство вводить двухпартийную систему, нужны другие вещи, нужно, чтобы партии реально влияли на что-то», - заявил Дмитрий Журавлев.

Пока же в России наблюдается обратная ситуация – на мартовские выборы Владимир Путин шел как самовыдвиженец, его примеру последовали губернаторы и врио главы целого ряда регионов.

«То есть партия в данном случае в глазах политических игроков является обременением, они хотят без нее обойтись. А при таком подходе двухпартийной системы не будет. Чтобы партийная система работала, нужно, чтобы она была необходима.

«Не из права это должно быть, из политической практики. Например, роль партий можно поднять, создав постоянно действующий совет руководителей крупнейших партий при президенте. Сделать обязательной партийность при избрании в парламент или другие выборные должности, но снизить порог для регистрации и участия в выборах, чтобы было не три партии, а больше. А потом люди будут голосовать и может и не выберут эту конкретную партию. Пусть они естественным образом вымирают», - заключил эксперт.

Система партийного плюрализма – это не новость, в России уже шли таким путем.

«Но потом нам захотелось порядка, и мы его навели. Но упорядоченная елка – это телеграфный столб. Она конечно красивая, прямая, но уже не живая», - отметил эксперт.    

«Комиссары  Федерации» уходят в прошлое

Несмотря на тысячелетнюю историю российского государства, собственно Российская Федерация – государство молодое, а существующая политическая система, по мнению Дмитрия Журавлева, напоминает Соединенные Штаты, но не нынешние, а образца середины XIX века. Есть сходство и в структуре элит, и во многом другом.

На формирование системы в ее нынешнем виде ушло около ста лет. Есть ли они у России – вопрос. Но конституционные изменения – это стресс, и проводить их надо лишь в самом крайнем случае, как хирургическое вмешательство у больного. Если есть возможность, лучше обойтись без них. Тем более что в российской системе происходят изменения, которые пока не видны широкой публике.

«То, что я сейчас скажу, - это исключительно гипотеза. Это движение связано с тем, что наступил последний срок Путина, а все-таки авторитет у нас не у президента как такового, а у Путина. Если сказать, что сегодня влияние думы возросло, народ на смех поднимет. Но на самом деле у нас пока суперпрезидентская республика, которая не юридически, а по факту становится просто президентской», - отметил политолог.

Постепенно увеличивает свое влияние Госдума, а после сентябрьских месяцев начнет меняться и верхняя палата парламента. Фактически это палата губернаторов – они назначают одного из сенаторов, представляющих регион в Совете Федерации, а на практике получается, что обоих, хотя формально второго кандидата предлагает региональный парламент.

«А позиции губернатора меняются, не политические, а само их положение. Потому что теперь одним авторитетом Путина выбран не будешь, нужно учитывать, как на тебя в регионе смотрят. А это меняет их отношение и с  Федерацией, и с собственным населением. Они теперь не комиссары Федерации, они руководители регионов, взаимодействующие позитивно с Федерацией», - заключил Дмитрий Журавлев.

Реклама