Развод Минкульта и «Золотой маски»: появится ли в России театральная госпремия?
Министерство культуры перестало быть одним из организаторов театральной премии «Золотая маска».
Читайте также
Как пояснили в ведомстве, сотрудники Минкульта никак не влияют на принятие решений, а курс на повышение объективности и достижение максимальной независимости можно только приветствовать.
Партнером премии министерство остается, поэтому финансирование со стороны государства сохранится (в 2018 году бюджетные поступления составили 27 процентов от общего объема средств).
Театральные деятели предполагают, что в будущем финансирование может сократиться или прекратиться вовсе. Кто-то считает, что это создаст трудности, кто-то, наоборот, подчеркивает, что за независимость надо платить.
Тем временем идут разговоры о том, что в России планируют создать еще одну театральную премию – государственную. Об этом публику проинформировал председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, резко идею раскритиковавший. А вот режиссер Андрей Кончаловский, напротив, уверен, что такая премия нужна. По его мнению, жюри «Золотой маски» временами поддерживает «достаточно сомнительную эстетику» и уделяет недостаточно внимания региональным театральным организациям.
Неравный брак
«Золотую маску» в России вручают уже четверть века как. Это самая престижная премия страны в области театрального искусства, которую именуют национальной. При этом премия не государственная - ее учредителем выступил Союз театральных деятелей России, и выбор лауреатов полностью зависел от экспертов, выдвинутых профессиональным сообществом.
В первый раз премию вручили в 1993 году, а соглашение о соорганизаторстве и сотрудничестве с Минкультом было подписано в 2007-м. Впрочем, тогда это было совсем другое ведомство – можно сказать, там существовало своеобразное театральное лобби. Возглавлял Минкульт театральный критик и худрук Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой, немало людей с профессиональным театральным образованием было и среди сотрудников, к примеру, Софья Апфельбаум – теперь она одна из обвиняемых по делу «Седьмой студии».
Как поясняет теперь театральный критик Жанна Зарецкая, тогдашние чиновники по культуре живо интересовались театром, стремились помочь в его развитии, и им в голову не приходило влиять на решения профессионального жюри.
Цивилизованный развод
С приходом в министерство Владимира Мединского ситуация изменилась. Люди с профильным образованием в ведомстве больше не работают, зато попытки как-то повлиять на присуждение премий предпринимались вновь и вновь.
В 2015 году даже вспыхнул скандал. Театральные деятели заявляли о давлении министерства культуры. Там хотели, чтобы фестиваль «Золотая маска» превратился в череду региональных смотров с гала-представлениями лучших из лучших в Москве, а также номинировать побольше представителей провинциальных театров.
В итоге была основана ассоциация театральных критиков, АТК, а экспертный совет, созданный под кураторством министерства, распустили. С тех пор часть специалистов, которым предстоит решать судьбу премии, выдвигал Минкульт, часть АТК, а часть – Союз театральных деятелей.
Теперь министерство самоустранилось, пообещав и дальше поддерживать премию материально. Впрочем, многие предполагают, что это лишь первый шаг и со временем финансирование со стороны государства прекратится совсем. Оно уже уменьшилось – если в в 2016 и 2017 годах объем субсидий превышал 85 млн рублей, в 2018 году из бюджета поступило лишь 57,4 миллиона.
«Развод этот назревал давно и произошел вполне цивилизованно», - кратко описал ситуацию театральный критик Александр Вислов, возглавляющий экспертный совет «Золотой маски»-2019 по драматическому театру и театру кукол.
Подарок или троянский конь?
Несмотря на то, что Минкульт Мединского то и дело предпринимал попытки вмешаться в процесс вручения премий, «Золотая маска» продолжала оставаться независимой и имела репутацию «фронды» в искусстве.
Наиболее ярко это проявилось в этом году, когда одну из премий вручили Кириллу Серебренникову, несмотря на то, что он находится под следствием вместе с другими фигурантами так называемого дела «Седьмой студии». Как сочли некоторые критики, это было проявлением конфликта между искусством и политикой, когда жюри руководило желание не столько отметить художественные достоинства постановки оперы «Чаадский», сколько поддержать арестованного коллегу.
О планах Минкульта создать государственную премию в области театра стало известно после обнародования выступления председателя СТД Александра Калягина на первом заседании оргкомитета по подготовке к Году театра в России (2019-й), которое состоялось 25 сентября. Как рассказал глава СТД, в предварительных вариантах плана он и его коллеги обнаружили некую государственно-театральную премию, о которой до этого не слышали.
«Вообще у меня подозрения: то ли это подарок, то ли троянский конь», - заявил Александр Калягин. И пообещал провести детальный анализ влияния, которое новая премия может оказать на театральное дело, пригрозив, что создание новой премии может привести к расколу театрального сообщества.
Когда стало известно об отказе Минкульта от статуса организатора национальной театральной премии, некоторые журналисты предположили, что это может быть связано с лоббированием госальтернативы «Золотой маске».
Представители «Фонтанки», спросившие об этом у гендиректора фестиваля «Золотая маска» Марии Ревякиной, получили исчерпывающий ответ: «Не спрашивайте меня про то, что происходит в умах чиновников. Я не знаю».
Больше премий, хороших и разных
Планы государства отказаться от «Золотой маски» смущают не всех. Бывший гендиректор премии Эдуард Бояков подверг критике «тусовку», которая, по его мнению, заменила собой институт независимой и глубокой критики, уподобив нынешних коллег «советским бюрократам из 90-х».
«И фронды-то не осталось. После «Тангейзера» и «Матильды» все боятся честно что-то предъявлять... Поэтому давайте вернемся в благословенный эзопов язык: вот здесь чуть гомоэротичненько - мальчиков разденем, но и девочек тоже, вот здесь чуть политичненько и про кровавый режым, вот здесь чуть постмодернистичненько... В целом – грустненько…Но денег давать продолжайте нам! Только попробуйте не дать! Деньги - это не трогайте, не смейте!.. Не смейте отбирать, что за это за государственная там у вас премия, а?», - иронизирует режиссер в своей записи в Facebook.
Положительно отнесся к идее и кинорежиссер Андрей Кончаловский, отметив, что создание такой премии чрезвычайно важно для театра, который «самый живой» и массовый в Европе. К тому же, как он считает, внимание жюри приковано к столичным театрам, а регионам уделяется недостаточно внимания.
«Кроме того, на мой взгляд, решения «Золотой Маски» иногда носят очень односторонний характер, поддерживающий достаточно сомнительную эстетику», - считает Кончаловский.
Не видит беды в появлении госпремии и критик Александр Вислов, как и угрозы авторитету и влиятельности «Золотой маски».
«Больше премий, хороших и разных! Другое дело, что для того, чтобы составить сколько-нибудь ощутимую конкуренцию «Маске», нужно потратить немалое количество усилий, средств и человекочасов. Те же четверть века, как минимум, понадобятся, а то и больше», - отметил Александр Вислов.