Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Век воли не видать: грозит ли Навальному колония?

Алексей Навальный, пробывший тридцать суток в спецприемнике, не оставался на свободе и минуты – ему грозит новый административный арест.

Оппозиционного политика из спецприемника увезли в ОВД «Даниловский», где составили административный протокол по части 4 статьи 20.2 КоАП. За «нарушения при проведении митинга, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу», Навальному грозит большой штраф – триста тысяч рублей – или же новый арест, на 20 суток.

Ближайший сторонник Навального, Леонид Волков, сообщивший о новом задержании политика, назвал статью «экзотической» - по его словам, эта статья никогда еще не применялась. Он считает, что в отношении Навального могут готовить новое уголовное дело.

Сторонники Навального протестуют (безрезультатно) против бесконечных отсидок оппозиционера в СИЗО. Противники возмущены противоположным – почему Навального не «закроют» совсем – разве при таком количестве нарушений не заменяют условный срок на реальный?

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, заявил, что в Кремле о произошедшем узнали из сообщений средств массовой информации.

Испытательный срок до 2020 года

Алексей Навальный приговорен к условному сроку сразу по двум уголовным делам. На пять лет условно оппозиционер осужден по так называемому делу «Кировлеса», на 3,5 года – по делу «Ив Роше». Помимо этого, на счету у Навального около десятка административных арестов, в спецприемнике он провел 172 дня.

Как пояснил Infox.Ru основатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев, наличие административных правонарушений вовсе не означает автоматической замены условного, точнее говоря, испытательного срока на реальный.

«В разных ситуациях по-разному. Если совершение именно уголовно наказуемого деяния, тогда да, безусловно, срок поменяется на реальный. В отношении административных правонарушений – напился на улице, еще что-то, существует разная практика: могут удлинить испытательный срок, могут заменить»,  - рассказал Андрей Князев.

Вопрос об удлинении испытательного срока или замене его на отбывание наказания в колонии решает суд, а обращается туда управление по исполнению наказаний. И этой возможность сотрудники ФСИН воспользовались – летом 2017 года испытательный срок по делу «Ив Роше» для Навального продлили на один год, до конца 2020 года.

Проект Кремля или игрушка олигархов?

Российский суд никогда не славился излишней снисходительностью, поэтому тот факт, что главный оппозиционный политик России не оказался в тюрьме, смущал и журналистов, и блогеров.

Еще в 2013 году журналисты выдвигали самые разные версии, почему Навального не отправили в колонию по «делу Кировлеса». Предполагали, что власти могли испугаться протестов (тогда воспоминания о массовых оппозиционных акциях после выборов в Госдуму были еще свежи) или поддались давлению запада.

Высказывались мнения, что  за Навальным стоит какая-то группировка, которая то ли стремится придти к власти, то ли хочет устранить конкурентов, что мягкий приговор - результат конфликта между правительственными либералами и силовиками.

Искали покровителей Навального за рубежом (чаще всего назывались США), а также среди олигархов, как эмигрантов, так и оставшихся в России. Назывались в частности имена Березовского, Ходорковского и бывшего депутата Госдумы Сергея Петрова.

Наконец, весьма популярной была версия, что Навальный - целиком и полностью проект Кремля. И поэтому его не трогают (сам оппозиционер напоминал, что заложником властей фактически стал его брат, приговоренный по делу «Ив Роше» к реальному сроку).

Судимость мэрству не помеха?

По поводу «дела Кировлеса» была версия, которая вроде бы подтверждалась фактами – что Навальный после недавних скандалов был нужен для легитимизации выборов мэра Москвы, поэтому его не только не отправили в места не столь отдаленные, но и допустили до участия, несмотря на имеющуюся судимость.

Версия эта при пристальном рассмотрении распадалась на две: одни считали, что инициатором выступил сам Сергей Собянин, назначенный на должность мэра Путиным и желающий доказать всем, что выбор был правильным и москвичи его деятельность одобряют (Собянин выиграл выборы с минимальным преимуществом – 51,37 процента голосов при явке в 32 процента, за Навального проголосовали 27,24  процента избирателей). Другие полагали, что такой «подарок» накануне выборов Собянину сделали его противники.

Сезонное задержание

Вопрос о судимости вновь возник накануне выборов президента в 2018 году, и на этот раз Навального до них не допустили.

За пять лет ситуация изменилась кардинально – Навальный был осужден еще раз, по делу «Ив Роше», получил условный срок, а вот его брат Олег – реальный. Оппозиционер выпустил несколько громких расследований и удостоился видеообращений от двух своих «героев» - миллиардера Алишера Усманова и главы Росгвардии Виктора Золотова. Ведущие центральные каналов старались не произносить его фамилию.

А еще Навальный стал завсегдатаем спецприемника, в котором отбывают наказание за административные правонарушения. В его случае это была статья о нарушении правил проведения публичных мероприятий. Власти не выдавали согласование на проведение митинга или акции или же не одобряли место его проведения, оппозиционер призывал людей все же выйти на улицы и получал очередной административный протокол и очередное лишение свободы. То же самое происходило с его сторонниками.

Последний арест оппозиционера произошел  в конце августа. Навальный анонсировал акции протеста против пенсионной реформы и наметил их на 9 сентября, день выборов. Принять в них участие лично он не мог, так как к тому времени оказался в спецприемнике, где отбывал очередные тридцать суток.

«Задержание Навального не может быть новостью. Это уже давно что-то сезонное, типовое», - прокомментировал писатель Виктор Шендерович.

Что касается замены испытательного срока на реальный, это может стать следующим шагом ФСИН. А может и не стать.

«Такого стопроцентного правила, что заменяют, нет. Несовершеннолетним часто до последнего цепляются, в данном случае, наверное, тоже исходят из того, какое административное нарушение, выйти куда-то на митинг и разбить кому-то лицо – это все-таки разные нарушения по общественной опасности, может быть это учитывается. Все зависит от ФСИН, суд будет рассматривать это в общем порядке, и даст возможность защищаться, предоставлять какие-то свои заявления, потому что те нарушения, которые законодатель считает таковыми, сам человек нарушениями не считает. Поэтому тут разбираться надо», - подытожил адвокат Андрей Князев.

Полная версия