«Шнобель»-2018: так ли позорна «позорная» премия?
В Гарварде уже в 28 раз чествовали лауреатов Шнобелевской премии.
«Анти-нобель» вручается с 1991 года в преддверии настоящей, самой престижной в мире Нобелевской премии.
Таким образом ученые подсмеиваются сами над собой – премии за достижения, которые заставляют людей сначала смеяться, а потом задумываться, вручают настоящие нобелевские лауреаты, которые ради такого случая предстают в совершенно не академическом виде, призом служит то медаль из фольги, то клацающие челюсти на подставке, а благодарственная речь должна длиться не дольше минуты.
Большинство лауреатов не обижаются и смеются вместе с организаторами. А некоторые ученые умудрились получить обе премии разом – и нобелевскую, и ее антипод.
Шнобель. Или Гнобель
Впервые анти-Нобелевскую премию вручили в 1991 году. Ее придумали сотрудники журнала Annals of Improbable Research, в переводе - анналы невероятных исследований.
По-английски премия называется Ig Nobel Prize (настоящая «нобелевка» по-английски звучит как Nobel Prize). Это выражение созвучно ignoble — «позорный» и представляет собой классическую игру слов.
На русский язык ее попытались передать сразу в нескольких вариантах. Самым распространенным стало прилагательное «шнобелевская», хотя оно и рождает ненужные ассоциации с большим носом (премию вручают не за внешние отличия). Наиболее близки к оригиналу те, кто назвал премию «Гнобелевской».
Победители в номинациях, число которых побольше, чем у классической Нобелевской премии, и может меняться, определяются Советом управляющих. Он состоит из профессиональных ученых, редакторов Annals of Improbable Research, журналистов. Еще одного судью берут буквально с улицы, он обладает полным правом голоса.
Первоначально «Гнобель» получали за достижения, которые воспроизвести невозможно или не нужно. Потом формулировку изменили, и теперь премия предназначена для тех, кто продемонстрировал достижения, которые сначала смешат, а затем вызывают раздумья.
Обиделись на начальника? Поможет вуду!
Выдвинуть на соискание премии может любой, в том числе и сам потенциальный лауреат. Однако всякого рода шарлатанам беспокоиться не стоит: премии вручают настоящим ученым – так же как «Золотую малину» за худшие роли получают звезды кинематографа. Даже если ученые исследуют такой предмет, как кукла вуду.
Читайте также
В этом году одна из анти-Нобелевских ушла группа ученых из четырех стран, которые попытались помочь людям справиться с несправедливостью на работе. Исследователи предложили использовать куклу вуду – но не для колдовства, а для восстановления душевного равновесия. Как выяснилось, обиженным подчиненным, которые кололи булавками виртуальную куклу, изображающую начальника, им становилось значительно легче.
Компанию на «шнобелевском» Олимпе среди прочих им составили урологи из Мичигана, выяснившие, что камни из почек выводятся быстрее, если пациент прокатится на американских горках, философы, оповестившие мир, что шимпанзе передразнивают людей точно так же, как те - обезьян, и ученые, объявившие, что у мух тоже есть вкус – по крайней мере, профессиональные дегустаторы могут определить, если насекомое ранее побывало в вине.
Нобелевская – за мир, шнобелевская – за энтомологию
Есть люди, которые получили обе премии – и научный «Оскар», и научную «Золотую малину». Первым таким исследователем стал Барт Кнолз, который сначала стал лауреатом Нобелевской премии в 2005 году в составе МАГАТЭ, а год спустя ему уже лично досталась Шнобелевская.
Вместе с коллегой Рюрдом де Йонгом он доказал, что эффективную ловушку для самок малярийных комаров можно сделать на основе запахов, которые издают сыр или... давно не мытые ноги. Оказалось, что кровососущие насекомые летят на эти «ароматы», как мотыльки на огонь.
Посмеялся последним
Премия мира все же далеко не всегда вручается ученым, так что достижение Барта Кнолза, если это можно так назвать, куда менее значительно, чем результат сэра Андрея Гейма, физика российского происхождения, имеющего нидерландское гражданство и получившего титул рыцаря-бакалавра от королевы Елизаветы Второй.
Читайте также
В 2000-м году ученому вручили «гнобель» за эксперимент по диамагнитной левитации, в том числе использованию магнитов для поднятия в воздух лягушек. Даже странно, что это открытие не привлекло внимание поклонников саги о юном маге «Гарри Поттере», где в число навыков волшебников входит левитация одушевленных и неодушевленных предметов – правда, без магнитов.
А спустя десять лет Гейму досталась Нобелевская премия по физике. Вместе с коллегой Константином Новоселовым – как не трудно догадаться, тоже российского происхождения – Гейм придумал графен – новый материал в виде одноатомного слоя углерода. Графен обладает целым рядом полезных свойств, позволяющих использовать его, чтобы производить сенсорные экраны, световые панели и солнечные батареи. Помимо Нобелевской, физик за это изобретение получил целый ряд наград.