опубликовано: 6 сентября 2018 16:46

Авторское право по-русски: "Союзмультфильм" приватизировал персонажей мультфильмов

Детский писатель Андрей Усачев обвинил «Союзмультфильм» в краже чужих персонажей.

По его словам, весной к нему обратились представители одного из издательств с предложением написать продолжение «Винни-Пуха». Усачев связывает это с активной деятельностью «Союзмультфильма» по созданию продолжений популярных советских мультиков.

Как пояснил писатель, схема такова: берется кто-то из персонажей – Винни Пух, Чебурашка, Карлсон, и про него пишутся новые истории по сценарию, который закуплен «Союзмультфильмом». Этот процесс называется новеллизацией.

«Рассылает предложения либо сам "Союзмультфильм" и их юридический отдел, либо при них какая-то фирма, через которую они продают то, что им не принадлежит», - пояснил Усачев в интервью «Говорит Москва».

В «Союзмультфильме» обвинения писателя отвергли категорически: к предложению издательства компания не имеет никакого отношения, а «продолжения знаменитых мультфильмов создаются и будут создаваться киностудией в соответствии с действующим законодательством».

Это не первый скандал, связанный с «Союзмультфильмом». За авторские права на собственных героев настоящую борьбу развернул Эдуард Успенский. Последний конфликт с «Союзмультфильмом» был улажен летом этого года, незадолго до смерти писателя.

Как превратить чужое в свое

В СССР с авторским правом до 1973 года было все плохо. Или хорошо, если смотреть с точки зрения издателей. Авторские права на ограниченный срок существовали лишь на произведения, впервые опубликованные в СССР.

Во всех остальных случаях издатели брали текст и делали с ним, что хотели. Разрешения автора на перевод также не требовалось.

Именно вольному обращению  с авторскими правами советская детская литература обязана появлением хрестоматийных детских сказок – «Буратино» и серии «Волшебник изумрудного города».

Писатель Алексей Толстой, позаимствовав у итальянца Карла Коллоди идею о мальчике из дерева, не оставил от оригинала камня на камне. Нравоучительная история про то, как стать настоящим человеком, превратилась в приключения деревянного мальчика, которому и так неплохо. 

Александр Волков первоначально позаимствовал у американца Фрэнка Баума не только героев, но и сюжет, однако потом «Волшебник изумрудного города» вырос в самостоятельную серию.

Кому платить за «Винни Пуха»?

Все изменилось после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Его расширили и на публикации произведений за границей, а свободу перевода упразднили. Однако ставки авторских вознаграждений устанавливались государством, и оно же продавало авторские права за рубеж.

С госмонополией было покончено во времена перестройки, а первый постсоветский закон об авторском праве вступил в силу в 1993 году. Сейчас срок защиты авторских прав составляет 70 лет после смерти автора. Или авторов, как всегда получается, если речь идет о героях мультфильма, ведь их создание – труд коллективный. И при создании продолжения знаменитых произведений должно быть учтено мнение авторов.

«Персонаж мультфильма -  понятие собирательное. Он состоит из визуального образа, голоса, озвученного актером, в случае с Винни-Пухом это Евгений Леонов, каких-то шумелок, вопилок и фразочек. Кино – это вторичный объект, созданный с использованием других результатов социальной деятельности, - пояснила корреспонденту Infox.Ru адвокат по авторскому и смежному праву Ирина Тулубьева. – О правомерности создания новых мультфильмов можно говорить при наличии согласия на создание продолжений и переработок».

В случае с «Винни-Пухом» тем, кто желает снять продолжение знаменитого мультфильма, придется оформить целый ряд договоров.

«Безусловно, правообладателем прав на литературный персонаж или образ является автор литературного произведения. В случае с «Винни-Пухом» это два человека, у нас есть фонд Алана Милна  и есть наследники Заходера, поскольку русскоязычная версия достаточно оригинальна. На мой  взгляд, «Союзмультфильм» не вправе ничего создавать по мотивам или продолжение без заключения договора с художниками, в случае с «Винни-Пухом» это два художника, Эдуард Назаров и Владимир Зуйков, в случае с Чебурашкой это Шварцман и так далее», - рассказала Ирина Тулубьева.

Не хуже Милна

В неразберихе 1990-х о правах автора зачастую думали в последнюю очередь. К примеру, одна из фирм решила назвать конфеты в честь персонажа Эдуарда Успенского, Чебурашки, а когда автор поинтересовался, какие будут отчисления, бизнесмены попытались отмахнуться от писателя. Не получилось – Успенский пригрозил, что призовет всех детей страны к бойкоту фабрики. Предприниматели выпуск конфет «Чебурашка» прекратили.

Именно  Успенский стал, пожалуй, самым упорным защитником авторских прав на собственных героев. Обвинения в корысти его не смущали – писатель раз и навсегда решил, что его родственники ничуть не хуже близких Алана Милна, придумавшего «Винни-пуха», и за их финансовые интересы бился упорно.

С «Союзмультфильмом» Успенский вступал в конфликт не раз. На его стороне был безусловный авторитет, на стороне студии – определение Верховного суда 2015-го, согласно которому «права на персонажи мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику). У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи».

Однако отсутствие исключительных прав не означает отсутствие прав вообще. Если многие смирились с решением, Успенский его игнорировал, напоминая, что в советские времена права на музыку, тексты и изображения принадлежали как раз авторам, а студия владела правами на фильм, его прокат и продажу копий.

К счастью, все понимали – связываться с человеком, придумавшим Чебурашку, себе дороже, собственные дети родителей не поймут.

Спор между Успенским и «Союзмультфильмом» за героев в итоге был, казалось, улажен. В интервью, датированном осенью 2017 года, Успенский назвал существующую ситуацию пактом о ненападении. Договоры с бизнесменами, желающими использовать в рекламе и оформлении товаров любимых поколениями героев, заключали и  «Союзмультфильм», и Успенский.

Мое или общее?

Одно дело – использование героев в качестве бренда, и совсем другое – создание продолжений знаменитых мультиков. Новый конфликт между Успенским и «Союзмультфильмом» вспыхнул в прошлом году. Эдуард Успенский обвинил студию в том, что без его ведома началась экранизация новых историй  про деревню Простоквашино.

Разгневанный писатель обратился с открытым письмом к Путину. Он отмечал,что «Союзмультфильм» - организация коммерческая, но наличие в названии слов «государственное» или «федеральное» почему-то автоматически считается поводом мотивировать требования о повышении собственных доходов интересами государства.

«За прошедшие годы мы, «старые авторы», уже привыкли к тому, что время от времени очередная коммерческая организация присваивает себе право торговать «государственными» правами на старые мультфильмы. Привычной стала также загадка о том, каким образом, торгуя всеми возможными правами, обладая бесплатно переданным государственным имуществом, получая финансирование из бюджета «Союзмультфильмы» постоянно жалуются на нехватку средств для развития «отечественной мультипликации». Но если раньше средства выпрашивались просто на некие абстрактные проекты, то теперь появилась новая, свежая идея получить государственное финансирование для того, чтобы с его использованием самым грубым и непринужденным образом нарушить мои авторские права», - писал Успенский.

Чебурашка принадлежит государству?

Строго говоря, Успенский не совсем прав. Нынешний «Союзмультфильм» - это федеральное государственное унитарное предприятие.

Некоторое отношение к государству имеет и председатель правления «Союзмультфильма», бывший гендиректор «СТС-медиа» Юлиана Слащева. Точнее говоря, к одному из государственных деятелей. Ее муж, Сергей Михайлов, гендиректор ТАСС – однокурсник по МГИМО нынешнего министра культуры Владимира Мединского. Она, кстати, обвиняла Успенского, что он получает деньги в обход студии.

«При этом получал только он, а не художники, имевшие прямое отношение к созданию данных персонажей. Мы боремся за возврат, отстаивая не только интересы студии, но и других авторов и художников. Все аудиовизуальные права на героев «золотой коллекции» были и есть собственность «Союзмультфильма», а значит, государства», - говорила Юлиана Слащева в интервью РБК.

Не брать чужое

В суд на Успенского руководство «Союзмультфильма» не подавало. Конфликт между писателей и студией по поводу «Простоквашино» был улажен летом 2018 года, за две недели до смерти писателя.

Его коллега, Андрей Усачев, обратился ко всем авторам детской литературы не принимать участие в создании новых произведений со старыми героями.

«Я всех остальных призываю: дорогие писатели, ведь с вами могут поступить точно так же. Ни в коем случае не берите чужих персонажей и не работайте с ними. Потому что это воровство на государственном уровне», - отметил он.

«Безусловно, такая легкость обращения с авторскими правами в мультипликации связана с тем, что абсолютное большинство правообладателей или в очень-очень преклонном возрасте находятся, то есть в небоеспособном, либо они уже давно не с нами. Если бы, допустим, «Союзмультфильму» противостояли какие-то корпорации, то они уже действовали бы с большей осторожностью. Что касается иностранных правообладателей, есть фонд Милна, есть фонд Линдгрен, который занимается защитой прав, они наверняка обратят внимание на это», - считает адвокат Ирина Тулубьева. 

Отечественных деятелей культуры и их наследников, имеющих отношение к производству мультфильмов,   защищать, похоже, пока некому. Все, что могут их коллеги – объявить бойкот всем попыткам использовать чужих персонажей ради коммерческой выгоды. Но вот захотят ли?