Министерство культуры все-таки решило выдать прокатное удостоверение фильму «Похищенные сокровища Европы».
Чиновников смутила свастика, изображение которой появляется в фильме. Неудивительно – режиссер Клаудио Поли использовал хронику времен Второй мировой войны.
Как пояснила директор департамента кинематографии федерального министерства культуры Ольга Любимова, «хроническое» происхождение смутивших кадров удостоверила экспертиза, и теперь работники готовы выдать удостоверение хоть сегодня, и тогда, как и запланировано, премьера фильма в кинотеатрах состоится 6 сентября, к 73-й годовщине окончания Второй мировой войны.
В кино можно, в соцсетях нельзя
Ответственность за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики официально закреплена в статье 20.3 КоАП РФ. Тем, кто нарушит запрет, грозит штраф или административный арест.
Проблема возникает там, где намерения пропагандировать со всей очевидностью нет, а публичное демонстрирование – есть. Как часто бывает, расплывчатость формулировок позволяет трактовать законы как бог на душу положит. К примеру, подать в суд на создателей «Семнадцати мгновений весны» или «Обыкновенного фашизма» за публичную демонстрацию нацистской символики чуть ли не в каждом кадре пока никому в голову не пришло.
Но резонансные случаи с блогерами то и дело попадают в суды. Большой отклик вызвало дело студентки, опубликовавшей «В контакте» взятую с исторического сайта фотографию собственного двора в оккупированном Смоленске. Волонтера штаба Навального в Архангельске оштрафовали за фото с парада 1945 года – судья почему-то решил, что знаменитый кадр, на котором запечатлены для истории советские солдаты с опущенными нацистскими знаменами, которые вот-вот полетят к подножию Мавзолея, может причинить страдания людям, родственники которых погибли во время войны. И это далеко не все подобные случаи - в общей сложности за публикацию исторических фотографий были привлечены к ответственности десятки блогеров.
Пропаганда или просветительство?
Что интересно, даже грозный Роскомнадзор, ставший притчей во языцах за придирки ко всему и вся, еще в 2015 году разъяснял, что что демонстрация свастики и других атрибутов фашизма вполне допустима и экстремизмом не является, если ее не используют «с целью оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов».
Однако привлекать к ответственности за публикацию в соцсетях материалов, в которых используется свастика, это разъяснение никому не мешает. В законе сказано - «пропаганда либо публичное демонстрирование». Только в августе этого года правоохранители Тувы успели задержать главу предвыборного штаба Ксении Собчак, журналистку Оюму Донгак за публикацию «Вконтакте» двух фотографий к историческим материалам, одна со свастикой, другая с Гитлером, а также на трое суток посадить студента из Ставрополья, который решил поделиться с друзьями статьей о музее Второй мировой войны в Гданьске, опубликованной на сайте varlamov.ru, где, как на грех, оказалась фотография с нацистским флагом.
Заверениям студента, что никакую идеологию национал-социализма он не пропагандировал, не вняли ни сотрудники центра «Э», ни прокурор.
Проблемы с законом, возникающие у пользователей соцсетей, чаще всего «Вконтакте», из-за публикации и особенно перепостов каких-либо материалов, в том числе вполне невинных с точки зрения здравомыслящего человека, - отдельная и печальная история нынешнего российского законодательства.
Против пользователей возбуждают не только административные, но и уголовные дела, и несмотря на широкую общественную кампанию в защиту блогеров, которую поддержали Совет по правам человека при президенте, Минкомсвязи и омбудсмен Татьяна Москалькова, пока никаких конкретных шагов в защиту блогеров не предпринято.
«Вконтакт» и прокат
Что касается Минкульта, то резонанс, который вызвала история с прокатным удостоверением для фильма «Похищенные сокровища Европы», не удивителен. Уже были случаи, когда Минкульт по каким бы то ни было причинам не выдает прокатное удостоверение или же отзывает уже выданное, хотя пока борьбы именно с нацистскими символами.
А без этого документа прокат киноленты в кинотеатрах на территории страны не законен.
В 2015 году зрители в России так и не увидели на широком экране фильм «Номер 44», снятый кинематографистами нескольких стран. Буквально за два дня до премьеры его сняли с проката за «искажения исторических фактов и своеобразных трактовок» событий, а также образов и характеров советских граждан. Специалисты Минкульта тогда выступили в союзе с прокатчиком, выпустив заявление, в котором объявили недопустимым прокат подобных фильмов в преддверии празднования семидесятилетия победы в Великой отечественной войне.
Кино отечественное и вражеское
Получить прокатное удостоверение в России не так уж и просто, гораздо сложнее, чем даже у соседей, к примеру в Белоруссии и Казахстане. Там это процедура быстрая, бесплатная и проводится онлайн. В Российской Федерации, если речь идет об иностранной картине, прокатчик должен предоставить в Госфильмофонд копию фильма с переводом, то есть получить материалы от правообладателей, перевести или дублировать ленту. И только после этого специалисты будут решать, не содержится ли в фильме чего-то противозаконного, к примеру, пропаганды экстремизма. И только после этого прокатчик получает заветный документ – если получает.
«Для Мединского кино явно делится всего на две категории - отечественное и вражеское. Подозреваю, что и вся остальная культура тоже», - написал в Facebook один из пользователей.
Возмутить сотрудников Минкульта могут не только фильмы, как-то связанные с событиями Великой Отечественной.
Черная комедия Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», которая так и не вышла в прокат в начале 2018 года. Сначала чиновники не усмотрели в картине ничего предосудительного. Однако затем против фильма развернулась настоящая кампания – и, как бы пойдя навстречу возмущающимся активистам, среди которых были и депутаты Госдумы, Минкульт удостоверение отозвал.
Глава ведомства объяснил это заботой о «многих людях старшего поколения, да и не только», которые могут усмотреть в киноленте насмешку не только над советским прошлым, но и над жертвой сталинизма. Впрочем, многие полагают, что противников заурядной комедии скорее возмутила насмешка над самим Сталиным.
Только бизнес
Еще один скандал, связанный с задержкой выдачи прокатного удостоверения безобидному детскому фильму про медвежонка Паддингтона, вспыхнул незадолго до запрета «Смерти Сталина».
Прокатчики подвоха не ждали и спокойно продавали билеты на премьеру «Паддингтона-2», успев выручить более 700 тысяч рублей.
За пару дней до предполагаемой премьеры выяснилось, что они поторопились. Минкульт отложил премьеру, чтобы не отвлекать внимание от выходивших в тот же день, 18 января, российских фильмов - «Скиф», «Карп отмороженный», «Мешок без дна», «Форма воды» и «Темные времена».
Что интересно, права на прокат обоих фильмов в России принадлежали одной и той же компании, «Вольга». И некоторые полагают, что подлинные причины запрета комедии «Смерть Сталина» - желание отвлечь внимание от скандала с задержкой выдачи прокатного удостоверения второму «Паддингтону». Но так или иначе, комедию в кинотеатрах не показали. А вот лишить детей созерцания любимого медвежонка все же рука не поднялась. Стороны пошли на компромисс, и фильм вышел в прокат 20 января, хотя первоначально премьеру собирались отложить чуть ли не на две недели.