Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Пропаганда суицида: ждать ли запрета «Ромео и Джульетты»?

Youtube по требованию Роскомнадзора заблокировал видеоклип «Монетка», снятый известным белорусским рэпером ЛСП.

По мнению специалистов ведомства, клип содержит пропаганду суицида.

Весной этого года администрация социальной сети «ВКонтакте» заблокировала песню ЛСП «Номера», в тексте которой также обнаружены призывы к совершению самоубийства и способы, которыми можно достичь цели.

Это не первый случай внесудебной блокировки того или иного контента, содержащего недопустимую с точки зрения регулятора информацию.

Не согласны с Росконадзором? Обращайтесь в Госдуму!

В комитет по культуре Государственной думы Российской Федераций обращений по поводу спорных случаев блокировки песен, видеоклипов и других произведений искусства пока не было, но их готовы рассмотреть, заявила корреспонденту Infox.Ru первый заместитель председателя комитета по культуре, актриса Елена Драпеко.

«Я допускаю такую меру, если произведения написаны специально для того, чтобы возбуждать желание покончить с собой. Если это культовые современные произведения, они могут входить частью как саундтрек для текста, который касается суицида. И это записывается на подкорке  и каждый раз при воспроизведении музыки может возникать ощущение текста. Как песня «Спокойной ночи малыши» твердо ассоциируется с определенной детской передачей, так и музыка  или могут быть связаны с определенным контентом.

Если это классика, к примеру «Ромео и Джульетта», конечно, такая мера избыточна», - заявила Елена Драпеко.

Депутаты и эксперты готовы рассматривать спорные случаи. Они заинтересованы в том, чтобы законодательные нормы соответствовали требованиям современности.

«У нас есть экспертное сообщество – это психологии, психиатры, другие специалисты, кроме искусствоведов. И если будут спорные случаи, мы будем их рассматривать, пока к нам просто никто не обращался», - отметила депутат Госдумы.

«Если в клипе содержится пропаганда самоубийства, значит правильно сделали. Это не я так считаю, это закон», - подчеркнул коллега Елены Драпеко, первый заместитель председателя комитета по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко.

«Роскомсвобода»: Хуже, чем в СССР

Случай с клипом ЛСП – не первый и не последний. Это уже тенденция, уверен руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк.

«Это какое-то безумие и далеко не первый случай, когда запрещают по каким-то надуманным обстоятельствам видеоролики, тексты песен, в том числе советских бардов, за призывы к суициду, картинки, видеоролики нероссийского происхождения. Это тенденция, которая расширяется с каждым годом. Огромное количество, по нашим данным, 90 процентов неадекватного восприятия того, что там написано, например, сейчас происходит активное возбуждение административных и уголовных дел по экстремизму за постинг мемов или видеороликов, то же самое происходит около шести лет в отношении тех или иных мемов, которые Роспотребнадзор считает призывающими к суициду.

Можно вспомнить громкий случай, когда запретили в России видеоролика социальной рекламы железных дорог Австралии, который получил множество международных призов за социально значимый контент, и данный анимационный видеоролик послужил в Австралии снижению на 40 процентов несчастных случаев на железных дорогах. А в России Роспотребнадзор считает, что наоборот, просмотр этого мультфильма толкает российских детей совершать самоубийство», - отметил Артем Козлюк.

Про его мнению, в России дела обстоят даже хуже, чем когда-то в СССР. Блокируются анекдоты и изображения, которые во времена Советского Союза можно было обсуждать спокойно, по крайней мере после сталинских времен. Сейчас же пользователь соцсети может быть подвергнут административному или уголовному преследованию за публикацию изображений, которые показывали в советской хронике и помещали в советских учебниках.

«К примеру, известный случай, когда в одном из судов хотели привлечь к ответственности пользователя за публикацию фото с парада 1945 года со склоненными фашистскими знаменами. Сейчас цензура местами даже сильнее, чем в СССР, такого масштаба, о таком тотальном контроле за действиями граждан в медиапространстве или тотальной слежке, как реализовано в пакете Яровой, конечно, советские партийные органы могли только мечтать. А сейчас все это реализуется в гораздо больших масштабах», - отметил Артем Костюк.

Dura lex sed lex

Практика блокировки сайтов началась в 2012 году, когда появился закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».

Именно в этом законе было прописано право ряда ведомств заносить тот или иной сайт в реестр запрещенных интернет-ресурсов, которые могут быть блокированы без решения суда. Накануне вступления закона в силу, вышло постановление правительства, которое определило полномочия ряда федеральных ведомств, которые будут отвечать за реализацию закона в различных направлениях.

По данным «Роскомсвободы», наибольшее количество внесудебных блокировок происходит по требованию ФНС (заносит в реестр сайты гемблинг-тематики, то есть ресурсы, предлагающие пользователям поиграть в покер, казино, тотализаторы), генпрокуратуры и МВД (терроризм и экстремизм). На Роскомнадзор приходится 6,4 процента всех случаев, включая блокировку сайтов по суду.

 

Полная версия