Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Дело Ани Павликовой: кому помешал марш матерей?

В Москве на 15 августа намечен Марш матерей в защиту фигурантов дела «Нового величия».

Акция не согласована, и мнения по поводу ее проведения разделились: родные обвиняемой Павликовой не против, адвокат обвиняемой Дубовик считает, что его подзащитной такая поддержка только навредит. «Это просьба, не приказ», - добавил он, призывая не принимать участие в Марше. К нему присоединился и адвокат Павликовой.

Аня Павликова и Мария Дубовик, по версии следствия, состояли в экстремистской организации с громким названием «Новое величие». Марии исполнилось 19, а Аня на момент ареста была несовершеннолетней, ее имя прогремело позже – и настолько, что дело «Нового величия» уже смело можно назвать делом Ани Павликовой.

Прелюдия: Мальцевская не-революция

Истоки дела «Нового величия» лежат в истории, которая так ничем и не кончилась. Оппозиционер Вячеслав Мальцев пообещал новую ноябрьскую революцию в России. Произойти она должна была 5 ноября 2017 года.

Сам Мальцев к тому времени уже находился за границей, однако осенью 2017 года были задержаны сотни людей, как связанных с Мальцевым, так и не связанных. Только непосредственно 5 ноября в разных городах в полиции оказались 448 человек.

Революции, конечно, не получилось. Мальцева заочно обвинили в создании террористической организации, сам он объявил происходящее провокацией.

«Нет организации никакой, есть канал «Артподготовка», в котором я вещаю каждый вечер», - возмущался политик.

«Вещал» Мальцев на Youtube, однако одноименное межрегиональное общественное движение существовало. Сейчас организация «Артподготовка» признана экстремистской, ее деятельность на территории России запрещена.

Акт первый: подарок товарищу майору

Будущие фигуранты дела «Нового величия» в Мальцеве разочаровались, но настроены были оппозиционно. Они болтали в чате, потом создали телеграм-канал и сообщество «ВКонтакте», познакомились, собравшись в «Макдональдсе». С тех пор иногда встречались оффлайн.

Вряд ли бы дошло хоть до каких-то реальных дел, если бы не некий «Руслан Д», который предложил вместо болтовни в чатах создать настоящую организацию. Как полагают адвокаты обвиняемых, он был провокатором. Сам свидетель по делу (настоящее его имя – Александр Константинов) тоже не скрывает – внедрился в группу специально, чтобы собрать информацию и передать ее куда следует. Почему из всех существующих оппозиционных объединий его внимание привлекло именно будущее "Новое величие", не объясняется.

Работает ли «Руслан Д» в органах, неизвестно. Но точно известно, что в феврале 2018 года в группу внедрился сотрудник угрозыска Максим Расторгуев. Он стал лидером штурмового отряда «Нового величия», «Руслан Д» - главой финансового отдела. Оба потом передали информацию следствию. Как отметил «Руслан», члены организации хотели «стать ударной силой в случае попытки государственного переворота».

Были ли они действительно опасны? Вряд ли, и сами это прекрасно понимали. В феврале в их чате появился новый пользователь с ником «Служба безопасности». Он осведомился, понимают ли присутствующие, что «это прям готовый экстремизм и создание экстремистского сообщества и подарок товарищу майору» (орфография сохранена). И добавил, что пытается понять, то ли его собеседники просто неопытны, раз так откровенно подставляются, то ли они провокаторы.

Ответ на этот вопрос теперь известен. А тогда «Службе безопасности» ответили, что никакой реальной угрозы власти сообщество не представляет – а значит и опасаться нечего. Затем пришел «Руслан Д.» и удалил из чата слишком уж любопытного и проницательного новичка.

11 марта 2018 года активисты «Нового величия» встретились в последний раз и даже хотели поставить вопрос о роспуске организации. Но решили отложить обсуждение до выборов президента.

Акт второй: дело Ани Павликовой

15 марта все участники, кроме «Руслана Д», были арестованы. Их обвинили в попытке насильственно изменить конституционный строй, захватить власть, создать временное правительство... Все это – программа организации, которую составил «Руслан Д». Автор программы – на свободе. А десять человек задержали.

Шесть из них отправили в СИЗО, четверо находятся под домашним арестом. На участников «Нового величия» давили следователи. Руслан Костыленков, признавшийся, что был лидером организации, потом заявил, что его избили.

И адвокаты, и представители СМИ, и пользователи соцсетей возмущались: настоящая провокация спецслужб.  Сами создали организацию, сами ее разоблачили, устроили показательный процесс.

Но вскоре вопрос о провокации не то чтобы был совсем забыт, но несколько отошел на второй план. Самой младшей из задержанных на момент ареста не было еще 18 лет, так что журналистам «Медиазоны» пришлось придумать псевдоним: Вика Кудрявцева. Арестовать ее было можно, а вот обнародовать имя – еще нельзя.

Это была Анна Павликова. Ее родители, не вникая в юридические тонкости, просили об одном: пожалуйста, отпустите Аню домой. Домашний арест – есть же такая мера пресечения!

Она плохо себя чувствует. У нее ухудшилось здоровье. Ребенок умирает. Пожалуйста...

Анна Павликова, как и другая девушка, Мария Дубовик, до сих пор находятся в СИЗО. Изменять меру пресечения им не считают нужным. И многие задаются вопросом: неужели у государства пострашнее врагов нет, чем домашняя девочка с косичками, едва достигшая 18-летия, которой не разрешили взять с собой в СИЗО любимую игрушку?

Акт третий: Марш матерей

Последнее заседание по изменению меры пресечения для Ани Павликовой прошло 9 августа. Девушку оставили в СИЗО еще на месяц, до 13 сентября.

А 12 августа несколько несколько женщин, среди которых телеведущая Татьяна Лазарева и актриса Яна Троянова, объявили о  проведении Марша матерей в поддержку обвиняемых по делу «Нового величия». Организаторы особенно подчеркнули, что не хотят обсуждать ни политические, ни юридические детали. Но речь идет лишь о словах, никаких действий участники "Нового величия" не предпринимали.

"Призываем дать хотя бы Ане и Маше возможность ждать суда под домашним арестом», - заявили инициаторы. И предложили пройти от Новопушкинского сквера к зданию Верховного суда на Поварской, держа в руках игрушки.

Инициативу поддержали в Екатеринбурге – правда, там организаторы решили никого не собирать и просто призвали разместить фото с игрушками в блогах.

Марш матерей хотели провести 15 августа. Однако мэрия Москвы не согласовала проведение акции и призвала не участвовать в ней. Адвокаты обеих обвиняемых, поблагодарив за поддержку подопечных, также попросили не приходить на Марш.

Сестра Анны Павликовой Марш поддержала, а мать сказала, что сама пойдет туда. Она призналась, что юристы советовали ей не участвовать в несанкционированной акции, опасаясь, что это будет иметь негативные последствия. Но, как отметила Юлия Павликова,  она не видит в митинге «ничего оппозиционного». Просто мирное шествие в поддержку детей.

«Мы не собираемся нести лозунги, мы просто пройдем с игрушками и все. Это моя гражданская позиция», - заявила она в эфире «Эха Москвы».

Полная версия