Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Пытки в колониях: поможет только гласность

Шесть человек уже задержаны в рамках расследования дела о пытках в Ярославской колонии.

Делу был дан ход после публикации в «Новой газете» видеосъемки, на которой сотрудники исправительного учреждения избивают заключенного Евгения Макарова и издеваются над ним.

Как сообщает Следственный комитет, уже удалось установить, кто именно из сотрудников принимал в этом участие. В колонии и управлении ФСИН по Ярославской области провели обыски и выемку документов.

В отношении задержанных предлагается принять меру пресечения в виде заключения под стражу.

Между тем адвокат фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова покинула Россию. Перед этим она написала заявление на имя руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина, в котором сообщила, что некоторые из фигурантов пообещали отомстить юристу. Руководство фонда приняло решение, что Бирюкова будет находиться за границей, пока будет рассматриваться заявление о госзащите.

«Адекватные» пытки и сожаления ФСИН

Видеозапись, опубликованная в «Новой газете» 20 июля, была сделана почти год назад. В избиении участвовали 17 сотрудников, сейчас они все отстранены от работы, часть арестованы.

Видео было сделано с помощью видеорегистратора, который сотрудники ФСИН обязаны носить по закону.

Год назад 22-летний ярославский следователь Радион Сергеевич Сквирский, незадолго до этого окончивший вуз и давший присягу, состава преступления в действиях сотрудников не нашел, назвав их обоснованными и адекватными сложившейся ситуации. Однако после публикации видео общественный резонанс, им вызванный, побудил сотрудников системы пересмотреть подход.

ФСИН начала служебную проверку. В пресс-службе ведомства отметили, что видео подлинное, что «руководство и личный состав» решительно осуждает поведение и сожалеет о таких случаях, которые дискредитируют службу.

Ситуацию держит под личным контролем омбудсмен Татьяна Москалькова. Она рассказала журналистам, что случай в колонии не первый, и в прошлом году был уволен предыдущий начальник колонии Александр Чирва – как раз после того, как в СМИ была опубликована информации об избиениях заключенных.

СК возбуждено уголовное дело по статье 286 Уголовного кодекса РФ - превышение должностных полномочий с применением насилия. Виновным грозит от трех до десяти лет лишения свободы. Если, конечно, дело дойдет до суда.

Есть видео? Повезло!

Доказать факт применения пыток в России достаточно сложно. Как и добиться признания, что такие действия сотрудников ФСИН далеки от адекватности, даже если заключенный вел себя неподобающе – сопротивлялся, оскорблял сотрудников полиции или еще что-то.

«Это ж чрезвычайно трудно, это случайность, то, что оказалось видео, это просто везение, - отметил в интервью корреспонденту Infox.Ru правозащитник Валерий Борщев, председатель Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации. - В Ярославле ответ был, что сила применена правомерно. Да, действительно, Макаров дерзил и даже оскорблял сотрудников ФСИН, это в статье и видео видно. И он очевидно должен был понести дисциплинарное наказание, допустим, карцер, но ни в коем случае не пытки! Пытки должны быть исключены», - подчеркнул эксперт.

Необходимо продумать систему наказания за такие действия. Иначе сотрудники колонии могут считать, что вправе отомстить заключенному.

«Именно потому, что отсутствует такой момент, что может быть какое-то вынесено наказание за оскорбление сотрудника колонии, неповиновение, им как бы разрешается отомстить. Это разрешение на мщение из-за того, что есть такой пробел в законодательстве. Это тоже надо продумать. Но пытки должны быть исключены», - повторил правозащитник.

Колонии, где можно все

Сотрудники Ярославской колонии № 1 вели страницы в соцсетях (предполагаемые участники инцидента удалили их на следующий день после публикации видео с пытками). Содержание страниц блогеров впечатлило отдельно – мол, ведь люди как люди, казалось бы, а делают вот такое!

Между тем, как отмечает Валерий Борщев, колоний, где заключенных подвергают пыткам, несколько. Там, похоже, разрешено то, что в других местах не практикуется.

«Разумеется, пытки происходят не во всех колониях, не во всех СИЗО. Дело в том, что отбираются определенные зоны – это Карелия, Медвежьегорск, где отбывал наказание Илья Дадин. Мы туда ездили, он рассказывал о пытках, которым подвергался, и не только он, но и другие, я склонен ему верить, и действительно эта колония пыточная. В Красноярске есть такие колонии, в Мордовии. То есть подбираются определенные заведения, туда направляют тех, кто, по мнению правоохранителей, должен содержаться в особо суровых условиях, и там, я так полагаю, разрешены особые методы воздействия, в том числе и пытки», - отметил правозащитник.

К примеру, антифашист Дмитрий Пчелинцев, фигурант дела о «террористическом сообществе "Сеть"», предал огласке факты пыток в пензенском СИЗО.

«Я был на суде в Пензе, где выступал Дмитрий Пчелинцев. Там тоже это дело прикрывается, и хотя несомненно он подвергался пыткам, несомненно, даже следы сохранились, когда я был на суде, но все – и прокуратура, и Следственный комитет – заявляют, что ничего не было. Поэтому эти особые зоны, те, которые я назвал, и ряд других, должны быть на общих основаниях контроля. То есть сверху не должно даваться разрешение на особый режим для заключенных. А он в этих колониях дается, раз там происходят пытки, я так полагаю. Так что здесь должен быть общий порядок, и надо, чтобы на основании случая в Ярославской колонии и тех случаев, о которых мы уже говорили, доказали - Медвежьегорск, Пенза, Питер - было принято решение, что таких колоний быть не должно», - убежден Валерий Борщев.

Смерть Магницкого: главные виновники не наказаны

Самый большой общественный резонанс вызвала смерть в СИЗО аудитора Сергея Магницкого. Его именем назван список граждан России, против в США которых введены персональные санкции. Изначально это были люди, ответственные за содержание под стражей, жестокое обращение и смерть юриста Hermitage Capital Management  Сергея Магнитского и за крупные хищения денежных средств из бюджета под видом возврата налогов – эту схему раскрыла группа юристов и аудиторов, в которую входил и Магницкий.

Считается, что именно ключевые участники хищений инициировали арест аудитора. 16 ноября 2009 года он скончался в изоляторе «Матросская тишина».

«Мы были там буквально на следующий день после его гибели, расследовали, доказали, что он погиб в результате избиения. Благодаря тому, что мы вовремя пришли, вовремя по свежим следам прошли, мы доказали, что он погиб, - вспоминает Валерий Борщев. - Год практически никак на это не реагировали, я, помню, спросил у зама генерального прокурора, когда же вы нам дадите ответ? Мы отправили письма в ФСИН, а самое главное – вывесили на сайт. Вот это был самый важный ход, мы вывесили на сайт, потому что нам долго не отвечали, а мы написали всем, включая президента, а на сайте заметили уже и другие люди, кого это волновало, это получило огласку, и делом стал заниматься следственный комитет».

Сначала все шло достаточно успешно, но затем дело закрыли, как считает эксперт, по политическим мотивам. Были уволены тогдашний начальник ФСИН Владимир Давыдов, начальников СИЗО «Бутырки» и «Матросской тишины». Но главные виновники к ответственности привлечены не были.

«Например, врач «Матросской тишины» Александра Гаус, которая отдала больного Магницкого восьми охранникам, эти самые восемь охранников, которые его избивали – они не были привлечены к ответственности. Но какое-то воздействие было, какие-то меры были приняты. Я говорил Бастрыкину – а что же вы привлекаете второстепенных людей? ОН говорит: ничего-ничего, это только начало. И я думаю, тогда он говорил правду, это действительно было начало, но потом дело прикрыли, и дальше не пошло», - рассказал Валерий Борщев.

Правозащита vs. ФСИН

Валерий Борщев – один из авторов закона, который полностью называется «Об общественном контроле за обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, арестованных, осужденных и содействии общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей».

Согласно закону, деятельность сотрудников полиции и ФСИН контролируют общественно-наблюдательные комиссии. Срок их полномочий – три года, после чего состав ОНК обновляется.

«Самый главный путь – гласность. И это поняли и те, кто занимается пытками. Они поняли, что ОНК - серьезный механизм борьбы с пытками, с преступлениями такого рода, и началось давление на наблюдательные комиссии. И вот последний, четвертый созыв они практически вычистили почти всех правозащитников, и сегодня буквально, как говорят медики, единичные в поле зрения есть -  в Москве, в Санкт-Петербурге… Но это серьезный механизм борьбы с пытками, и  его надо отстаивать», - подчеркнул эксперт.

На сегодняшний день формированием ОНК занимается общественная палата. Валерий Борщев в свое время предлагал, чтобы в процесс подбора кандидатур был вовлечен уполномоченный по правам человека, но в итоге законопроект был изменен.

«Нужно, чтобы общественно-наблюдательные комиссии действовали, чтобы состав их был укомплектован правозащитниками. Надо внести поправку в закон. Хорошо, пусть этим занимается Общественная палата, но обязательно должен быть вовлечен уполномоченный по правам человека и председатель совета по правам человека, потому что этот институт тоже доказал свою действенность. Вот те меры, которые необходимо предпринять», - подчеркнул Валерий Борщев.

4,5 млн за смерть в колонии

В российской судебной практике крайне редко признается факт пыток в колониях. Случай в одной из воспитательных колоний Краснодарского края стал исключением. Ключевую роль в этом сыграли как раз сотрудники общественно-наблюдательной комиссии.

В ноябре 2015 года в колонию прибыли по этапу семь подростков, осужденных за кражи и разбой. На следующий же день сотрудники колонии их жестоко избили в комнате дезинфекции, предварительно выключив камеры наружного наблюдения. В итоге 16-летний Виталий Поп скончался в больнице, не приходя в сознание, на его голове не было живого места.

«Наутро после инцидента и. о. начальника колонии созвал экстренное совещание, на котором обсуждалось, что надо писать в объяснениях. В них было указано, что осужденный якобы кинулся на сотрудника, потом попытался убежать, упал в коридоре на ступеньки и получил телесные повреждения. Истинные обстоятельства случившегося удалось восстановить при активном участии членов Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края», - рассказал адвокат потерпевших Александр Попков.

Десять бывших сотрудников были признаны виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, превышении должностных полномочий с применением насилия и злоупотреблении должностными полномочиями. Они получили реальные тюремные сроки – от двух с половиной до одиннадцати лет лишения свободы.

Белореченский районный суд вынес решение о выплате компенсаций родителям подростка, который погиб от пыток, и его выжившим товарищам – в общей сложности 4,5 миллиона рублей.

Белореченская воспитательная колония считалась одним из образцово-показательных учреждений.

Полная версия