Москва
25 декабря ‘24
Среда

Кто сбил рейс MH17?

Президент России Владимир Путин заявил, что Москва внимательно изучит выводы голландских следователей по катастрофе с самолетом МН17 над Украиной.

Но для того, чтобы признать эти выводы, российская сторона должна принимать полноценное участие в расследовании, к которому ее не допускают, отметил глава государства. Пока же в России не знают, на чем основаны выводы комиссии.

Тем не менее Путин пообещал «внимательно, с уважением» отнестись к докладу Объединенной следственной группы (JIT), в которую входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, и сформулировать отношение к делу.

Тем временем власти Австралии и Нидерландов официально обвинили Россию в причастности к катастрофе MH17.

Как заявил глава МВД Нидерландов Стеф Блок, Россия должна взять на себя ответственность и полностью сотрудничать в установлении правды и справедливости для жертв катастрофы и их родственников.

Взять на себя ответственность за катастрофу рейса MH17 Россию призвали также НАТО и Евросоюз.

С чего все началось?

17 июля 2014 года в 14.31 по Москве Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из Амстердама в столицу Малайзии Куала-Лумпур. На борту лайнера, совершавшего плановый рейс MH17, находились 283 пассажира из десяти стран и 15 членов экипажа. Самолет был полностью исправен.

Часть пути в воздушном пространстве лайнер должен был проделать над территорией востока Украины. К тому времени там уже начался вооруженный конфликт между украинскими властями и самопровозглашенными Донецкой и Луганской республиками. Воздушное пространство над зоной боевых действий было закрыто для полетов гражданской авиации до эшелона FL320 (9750 метров). Малайзийский лайнер летел на эшелоне FL330 (10 050 метров).

Спустя 2 часа 49 минут после взлета самолет рухнул на землю в районе села Грабово Донецкой области. Все находившиеся на борту погибли.

Практически сразу же была выдвинута версия, что самолет был сбит. Украина обвинила в этом ополченцев ДНР, те в свою очередь возложили вину на украинских военных, заявив, что сбивать самолеты на большой высоте им нечем, таких зенитных комплексов в распоряжении сил ДНР нет. К этому мнению присоединились и представители России.

Позже международная комиссия подтвердила, что самолет был атакован ракетой «земля-воздух», и появилась третья версия – к крушению прямо или косвенно причастна российская армия.

Как был сбит самолет?

Доклад, посвященный непосредственной причине трагедии, Совет по безопасности Нидерландов опубликовал 13 октября 2015 года. Эксперты пришли к выводу, что лайнер был сбит с земли ракетой серии 9M38 с боевой частью 9Н314М, которую выпустил зенитный ракетный комплекс «Бук». Был установлен также район пуска с точностью до площади в 320 кв. километров.

Боевая часть ракеты взорвалась непосредственно у кабины пилотов, слева от лайнера. Кабина и половина салона бизнес-класса оторвались и упали на землю почти сразу же, оставшаяся часть пролетела еще 8,5 километров на восток, разломившись на центральную и хвостовую части. Через полторы минуты все было кончено.

Это точно был «Бук»?

Эксперты международной комиссии определили, чем именно был сбит малайзийский самолет, проанализировав свойства обломков, найденных на месте крушения,  и осколков, извлеченных из конструкции самолета и тел погибших.

Они опровергли версии, согласно которым самолет мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25 или же другим боевым самолетом с помощью ракеты «воздух-воздух» (этот вывод подтвердили и представители российского Минобороны).

Не соответствующей действительности оказалась информация о том, что украинские диспетчеры снизили высоту полета рейса МН17 или отправили его за пределы «воздушного коридора» (лайнер действительно выходил за пределы коридора, но инициаторами были пилоты, а катастрофа произошла уже после возвращения в коридор).

А кто выпустил ракету?

Это и есть главный вопрос. Власти Украины и ополченцы ДНР возлагали вину за произошедшее на противника.  В случае ДНР это были украинские военные, в случае Украины – ополченцы и стоящая за ними Россия.

Задача следствия осложняется тем, что «Буки» есть и у украинской, и у российской армии. Правда, власти Украины заверяют, что доступа к работающим комплексам «Бук», принадлежавшим украинской армии, повстанцы не имели.

Однако в конце июня 2014 года ИТАР-ТАСС распространило информацию, что ополченцам удалось взять под контроль часть ПВО с работающими комплексами «Бук». Киев эти сведения опроверг.

В соцсетях появлялись сообщения о том, что из России в ДНР приезжают не только добровольцы. Писали об участии в боевых действиях кадровых частей российской армии, а также о поставках военной техники, в том числе и ЗРК «Бук».

Эту информацию российские официальные лица опровергают категорически. По заявлению Минобороны, российские зенитно-ракетные комплексы, в том числе «Бук», никогда не пересекали границу с Украиной.

Эксперты международной Объединенной следственной группы, ведущей расследование, этим заявлениям не верят.

Привезли из России и увезли обратно?

24 мая 2018 года был обнародован последний на данный момент отчет Объединенной следственной группы. Как пояснил главный прокурор Национальной прокуратуры Нидерландов Фред Вестербейке, следствие установило имена около ста человек, которые могут быть причастны к трагедии рейса MH17.

Конкретные имена он обнародовать отказался. Однако доклад гласит, что «Боинг» был сбит ракетой, запущенной с ракетного комплекса «Бук», который располагался на  поле у села Первомайское, то есть на территории, которую контролировали ополченцы ДНР. ЗРК принадлежал 53-й зенитной бригаде ПВО России.

О том, что «Бук», из которого сбили самолет, привезли из России и после инцидента увезли обратно, Объединенная следственная группа заявила еще в сентябре 2016 года. Сообщалось, что следователям удалось восстановить маршрут ЗРК.  Комиссия ссылалась на перехваченные телефонные переговоры сторонников ДНР, показания и съемки очевидцев, а также данные от Европейского космического агентства и США.

Сейчас добавились новые подробности. Сопло и корпус двигателя ракеты нашли на востоке Украины (стопроцентной уверенности, что именно она сбила малайзийский лайнер, нет). На корпусе – номер 9д1318869032. Утверждается, что ракета с таким номером была произведена в Долгопрудном в 1986 году.

«Бук», из которого был сбит самолет, принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде, которая дислоцируется в Курске. Это было установлено после анализа многочисленных изображений как российских, так и украинских «Буков». Установка прибыла на территорию ДНР в составе конвоя из 50 единиц военной техники. Как уточнили следователи, «компетентные органы Российской Федерации» не сообщили им о том, что 53-я бригада находилась на востоке Украины.

Также в докладе утверждается, что после инцидента «Бук» был переправлен обратно в Россию.

Комиссия ссылается на перехваченные телефонные переговоры сторонников ДНР, показания и съемки очевидцев, а также данные Европейского космического агентства и США.

Стреляли российские военные?

После катастрофы некоторые эксперты, в том числе генерал армии Украины Николай Маломуж, прямо обвинили в катастрофе Россию. По их мнению, «Буком» могли управлять только специалисты высокой квалификации, и ими были специально переброшенные российские военные.

Эксперты Объединенной следственной группы сообщили, что у них нет доказательств, что во время запуска ракеты в «Буке» находились военнослужащие 53-й бригады. Это могли быть другие люди.

Позицию украинских властей кратко выразил глава государства Петр Порошенко:

«Те, кто стоял за этим ужасным преступлением, прибыли из России. Ракетный комплекс был доставлен из России. Гибель жертв рейса MH17 - на совести России», - заявил он.

Стреляли украинцы?

С самого начала российские власти категорически опровергали информацию о какой-либо причастности к крушению малайзийского «Боинга», а экспертов Объединенной следственной группы обвиняли в предвзятости.

Версии причин произошедшего выдвигались самые разные, вплоть до того, что атаковавшие «Боинг» могли спутать его с российским «бортом № 1», перевозившим президента, из-за схожего цветового оформления. Однако виновниками всегда назывались украинские военные. 

Российские специалисты полагают, ракета была пущена из другого места, которое на тот момент контролировали украинцы, и что следствие предвзято по политическим причинам.

«Налицо образец голословных обвинений с целью дискредитации нашей страны в глазах международного сообщества», - заявили в российском МИД после публикации доклада Объединенной следственной группы 24 мая 2018 года.

Выводы следствия базируются на публикациях в блогах?

После публикации доклада 24 мая 2018 года Минобороны России сделало заявление, опровергающее выводы следствия. В нем сказано, что россияне предоставили голландцам «исчерпывающие доказательства, подтвержденные в том числе натурными испытаниями, однозначно указывающие на причастность именно украинских расчетов ЗРК "Бук" к уничтожению в небе Украины пассажирского "Боинга" из Нидерландов».

Также российские военные подчеркнули, что Россия передала международной следственной группе технические характеристики ЗРК «Бук», ранее эти сведения были засекречены,  а также «все непрерывные первичные (необработанные) данные, полученные с трассового радиолокационного комплекса "Утес-Т", который 17 июля 2014 года работал, находясь в Ростовской области, вблизи поселка Усть-Донецкий».

В заявлении сказано, что выводы международных экспертов базируются в основном на изображениях, полученных из социальных сетей и подвергнутых компьютерной обработке, при этом не учитываются показания очевидцев. Военное ведомство еще раз подчеркнуло, что ЗРК Вооруженных сил России никогда не пересекали границу.

А что за натурные испытания?

Российский производитель зенитно-ракетных комплексов «Бук» «Алмаз-Антей» в 2015 году провел три эксперимента, в результате которых эксперты пришли к выводу, что для атаки использовалась устаревшая ракета 9М38. В 2011 году ее сняли с вооружения российской армии. Однако на Украине эти боеприпасы продолжают использовать.

Также специалисты заявили, что ракета была запущена не из района Снежного, а из окрестностей села Зарощенское, которые контролировались украинскими военными.

В 2016 году официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков обвинил украинскую  в попытке увести следствие по ложному следу.

«Рейс МН17 контролировался украинскими радиолокационными средствами, а также системой ПВО и находился под управлением украинских диспетчеров»,  - подчеркнул он.

А почему «Боинг» летел над территорией, где воюют?

За несколько дней до крушения «Боинга» в небе над Донбассом, 14 июля, над ЛНР сбили военно-транспортный самолет Ан-26, летевший на высоте 6,5 тысяч метров, 16 июля ополченцам удалось сбить Су-25, еще один штурмовик был обстрелян из ПЗРК.

Совет по безопасности Нидерландов отметил в докладе, что меры по обеспечению безопасности полетов над украинской территорией, предпринятые властями Украины, оказались недостаточными.

С этим выводом не согласился президент страны Петр Порошенко. Он заявил в интервью CNN, что воздушное пространство над зоной конфликта было закрыто до высоты 9 725 метров в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и что украинские власти не располагали информацией, свидетельствующей о необходимости закрыть воздушное пространство выше этой отметки.

После катастрофы 17 июля все ведущие компании мира, включая «Аэрофлот», экстренно перестроили маршруты в обход украинской территории.

Так кто же все-таки сбил рейс MH17?

Версий по-прежнему две. В России считают, что это были украинские военные, международное сообщество склоняется к версии, что трагедия произошла по вине России и с ведома руководства страны.

Международная комиссия пока не пришла к определенным выводам, однако Россия несет значительные репутационные потери. Фактически в мировом сообществе общепринята точка зрения, что Россия виновата в крушении «Боинга» и должна как минимум выплатить компенсации семьям погибших. Дело о катастрофе будет рассматривать суд в Нидерландах.

Авиакатастрофа MH17на востоке Украины стала одной из самых крупных за всю историю.

Полная версия