10 мая в одном из учебных заведений России вновь произошло нападение.
В Новосибирской области 17-летний студент колледжа принес на занятия отцовское ружье и ранил из него сокурсника, а затем покончил с собой.
Жертва покушения сейчас находится в реанимации. Еще двое студентов получили переломы, так как выпрыгнули во время стрельбы из окна.
В районной администрации сообщили, что в колледже с учащимися ведется регулярная воспитательная работа и студенты активно участвуют культурных, спортивных и патриотических мероприятиях. В учебном заведении работает хор и другие объединения по интересам.
Почему он стрелял?
По предварительным данным, инцидент произошел из-за «личных неприязненных отношений». Как сообщают очевидцы, покушавшийся выстрелил в сокурсника, ранив его в плечо, но когда остальные попытались покинуть помещение, никого не преследовал.
Один из свидетелей рассказал, что перед стрельбой студент «крикнул приветствие Гитлера».
Есть версия, что стрелявшего в колледже травили, но следователи пока не подтвердили эту информацию, сообщив, что информация будет проверяться.
Семьи подростков вполне благополучные.
Возбуждено уголовное дело по части третьей статьи 30, части второй статьи 105 УК РФ - покушение на убийство, совершенное общеопасным способом.
Откуда студент взял ружье?
Оружие, из которого студент Барабинского филиала Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н. А. Лунина пытался застрелить однокурсника, принадлежит его отцу. Это одноствольное ружье 16 калибра, оно официально зарегистрировано.
Гладкостволку студент пронес в учебное заведение в разобранном виде и собрал ружье в коридоре (по другим данным, в туалете).
Это же не первый случай?
Нет, нападения в школах происходят регулярно. Мишенью обычно становятся соученики и/или учителя, а нападающие используют ножи, топоры, пневматические пистолеты, коктейли Молотова или родительское огнестрельное оружие.
Только в этом году произошло уже несколько таких случаев. Самые резонансные из них – в Перми, Бурятии и Стерлитамаке. Как отмечают в следственном комитете, зачастую нападавшие подростки в соцсетях сообщали о намерениях, а также публиковали фото и видео, связанные с нападением на школу «Колумбайн» в США.
Что такое «Колумбайн»?
Нападения подростков на учителей и учеников учебных заведений происходят во всем мире, однако символом этого явления считается бойня в американской школе «Колумбайн» (в другой транкрипции – Колумбина).
20 апреля 1999 года старшеклассники Дилан Клиболд и Эрик Харрис пришли в собственное учебное заведение, Columbine High School, вооружившись обрезами, карабином и 9-миллиметровым самозарядным пистолетом и самодельными взрывными устройствами.
Они методично отстреливали всех, кто попадется на пути, а потом покончили с собой. Им удалось ранить 36 человек, 13 из них от полученных ран скончались.
Подростки оставили дневники, в которых описывали травлю со стороны одноклассников, непонимание родителей. Какое-то время они планировали угнать самолет и сбежать в Мексику.
В причинах трагедии пытались разобраться многие. А для некоторых подростков террористы и убийцы стали кумирами. Кто-то ограничивался сбором информации о деталях внешности и жизни Клиболда и Харриса, а кто-то попытался повторить их «достижения» на практике.
В течение следующих восьми лет в США произошло 12 случаев стрельбы. В восьми из них нападавшие упоминали «Колумбайн».
А что за группы «колумбайнеров»?
Поклонников Клиболда и Харриса называют «колумбайнерами». В интернете существует множество групп, посвященных трагедии в «Колумбайне». Есть такие группы и русских социальных сетях, к примеру «ВКонтакте».
За подобными сообществами ведется охота – только в январе этого года, после инцидентов в Перми и Бурятии, по требованию Роскомнадзора удалили девять колумбайн-сообществ. Однако администраторы некоторых пабликов предусмотрительно удалили упоминания об американской школе-символе из названий и подготовили резервные копии.
Впрочем, как считают специалисты, винить только интернет и заокеанских убийц в «эпидемии» нападений на школы не стоит. В России есть свои проблемы, которые необходимо решать.
Симптом болезни планетарного сообщества
Эффективной системы предупреждения нападений подростков пока не существует, заявил корреспонденту Infox.Ru профессор кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, доктор социологических наук Феликс Шарков.
«Молодое поколение во всем мире воспитывается в информационном пространстве, где непрерывно как обыденное явление воспринимаются стрельба, убийство и некая «бандитская» романтика. К сожалению люди хотят быть похожими на монстров, которых видят. Это глобальная причина. Частная причина – много молодых людей с девиантным отклонением психики, и притом в целом воспитание молодого поколения и у нас в стране ухудшилось, и социальное воздействие не срабатывает, уступая место масс-медиа и интернету, которые в буквальном смысле слова наваливаются на молодое поколение, и психика не выдерживает перегрузки», - отметил Феликс Шарков.
Даже относительно нормальные психически молодые люди иногда не умеют управлять своими эмоциями в состоянии стресса, у них слабая система контроля, которая не позволяет сдержать обиду или недовольство, порыв мщения, эмоциональный взрыв.
«Нужен социальный контроль над теми, кто по психологическим тестам слабо выдерживает психологическую перегрузку, отдельная работа должна быть, отдельное внимание, индивидуальный подход, но сейчас ведь этого в целом нет! Введение должности школьных психологов – нужная мера, но давайте проанализируем, кто школьными психологами работает, какие меры принимали. К тому же психолог психологу рознь. Профессионализм психологов оставляет желать лучшего, даже по моему личному опыту», - отметил профессор.
Чтобы попытаться выстроить систему предупреждения таких случаев, необходимо предпринимать не только частные, но и глобальные меры.
«Человечество должно понять, что сегодня такие информационные, психологические и стрессовые перегрузки многие не выдерживают. Это симптом болезни планетарного сообщества»,- заключил Феликс Шарков.
В Америке свои проблемы, у нас свои
Ссылка на зарубежные случаи – это уход от решения проблемы. Все, что происходит в системе образования, - отражение происходящего в самом обществе, уверен заведующий кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического универститета Бронюс Айсмонтас.
«В Америке свои проблемы, у нас свои, и надо смотреть корень этих проблем. Это может быть подражанием, но причины глубже. Там были сложные отношения внутри коллектива наверняка, а они бывают проявлением сложных отношений вообще в обществе. Надо посмотреть, где мы ошибки делаем, признать эти ошибки. Если мы не будем признавать своих ошибок, ситуация будет дальше усугубляться», - подчеркнул Бронюс Айсмонтас в интервью Infox.Ru.
По мнению эксперта, основных причин нападений подростков в школах две. Это повышенный уровень агрессии в обществе, а также формализация образовательной сферы и непрофессионализм руководства.
«Повышенный уровень агрессивности в обществе отражается и в системе образования, в отношениях между школьниками, родителями и детьми и тому подобное. Вы сами видите, до какой агрессивности, дубинок доходит выяснение отношений с инакомыслящими. Это отдельный разговор, но то, что происходит в школе, неспроста. И ссылаться на то, что вот в Америке, а по аналогии с Америкой у нас – это просто прикрываться какими-то другими фактами, не вникая в суть самой проблемы. Пока будет нарастать агрессивность в обществе и противостояние и тому подобное, такие факты еще чаще будут появляться в системе образования», - подчеркнул профессор.
Гладко писано в бумаге
Второй момент – процесс формализации образования, когда большая часть работы педагогов происходит с бумагами и на бумаге, а до разговоров и обсуждений с учащимися не доходят руки из-за нехватки времени. Многие педагоги говорят, что у них семьдесят процентов рабочего времени уходит на отчетность.
«Основным критерием деятельности педагогов являются количественные показатели. Вы можете ничего не делать, но главное, чтобы у вас были бумаги в порядке – все печати, все согласования, и были количественные показатели как можно выше. А что вы делаете, как вы делаете, всем плевать, никого это не интересует, извините за педагогический термин. Это проистекает из того, что в системе образования руководят не профессионалы, а менеджеры. Это общая проблема, системная проблема вертикали власти, которая построена сейчас в России. У руля стоят не профессионалы. В образовании руководят юристы, экономисты, но не педагоги, которые непосредственно работают с учениками. Люди, которые не разбираются в содержательных аспектах деятельности педагогов, манипулируют, управляют методами психологического, административного и организационного воздействия», - подчеркнул заведующий кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического универститета Бронюс Айсмонтас.
Проблема, что у руля стоят не профессионалы, а менеджеры, особенно обострилась за последнеи пять лет.
«Пока у нас не будет улучшаться психологическая ситуация, пока не начнут управлять процессами профессионалы, а будут только наемные менеджеры, которые сегодня руководят, а завтра приходят новые, и им плевать, что вчера делалось, страна не будет активно развиваться», - заключил Бронюс Айсмонтас.
Об опасности «мертвого, а не живого образования» говорил ранее и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
«Сплошные отчеты, показатели, с детьми заниматься некогда, учителя перегружены вне всякой меры. Дети тоже перегружены, обстановка социальная неблагоприятная, потому что наша информационная среда очень агрессивна, и в совокупности мы получаем такой вот результат», - подчеркнул Олег Смолин.