Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Депутат Владимир Ульянов о законодательных инициативах регионов: время конкуренции прошло

Законопроект порой рождается в муках и проходит множество этапов. Как шутят сами законотворцы, выносить ребенка иногда быстрее, чем провести документ через бюрократические тернии.

Сегодня от чистого листа и до подписи президента инициатива при благоприятных условиях может проходить путь от 6 до 9 месяцев. Бывает, разумеется, и дольше.  

О том, как рождаются законопроекты, почему дума перестает быть «принтером» и куда пропал соревновательный дух депутатов, мы поговорили с депутатом Тюменской областной думы Владимиром Ульяновым – региональным представителем в Государственной Думе РФ при рассмотрении проектов федеральных законов, внесенных Тюменской областной Думой.

Наш собеседник реализует одно из полномочий субъекта Российской Федерации как государственного образования – право законодательных инициатив в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Владимир Ильич согласился рассказать о сложном механизме прохождения региональных законодательных инициатив.

По словам Ульянова, всего за период с 1994 по 2017 года Тюменская областная Думы направила в Госдуму 127 законопроектов. Принято было всего четыре. И то три из них касались установления границ участков мировых судей, а один законопроект в 1996 году регулировал основы отношений области с автономными округами. Он шел очень долго, его приняли. Но президент наложил вето, поскольку за 4 дня до подписания вышло постановление Конституционного суда по толкованию этого вопроса, и необходимость в законе отпала.

Сейчас ситуация резко изменилась.

«В чем проблема такого низкого числа дошедших до логического конца законопроектов? Бесспорно, к ним предъявляются специальные требования и привлекается особое внимание. Почему? Это же не просто: хочу и несу. Необходимо четко определиться, что данные правоотношения не урегулированы законодательством. Второй момент – законопроект должен, как правило, отвечать интересам всех субъектов Российской Федерации, то есть затрагивать в целом страну. И следующий момент – это финансовое обеспечение», - рассказывает народный избранник.

Он констатирует, что фактически до 2016 года к региональным инициативам в Госдуме относились весьма прохладно.

«В чем это выражалось? Документы длительное время лежали. Имелись примеры, когда такие законодательные инициативы по нескольку лет зависали в Думе даже без прохождения первого чтения, то есть вообще без рассмотрения. В чем причина? Может быть потому, что тогда слишком много было инициатив, поскольку законодательная база России тоже ведь менялась и обновлялась весьма существенно, была принята новая Конституция, установились новые экономические и общественные отношения. И все это требовало бесспорного урегулирования. Этот вал Госдума никак не могла перемолоть. Буквально с 2016 года ситуация резко поменялась. На момент избрания последнего созыва парламента в наследство им было оставлено около 7-8 тысяч «застрявших» законопроектов. Это большая цифра», - поясняет он.

Однако, по словам собеседника, сравнительно недавно Госдума поменяла порядок прохождения законопроектов, полностью его упорядочив.

«Сейчас существует очень жесткий контроль Совета Госдумы за ходом движения законопроектов, появились четкие требования регламента. Больше нет такого, что положили инициативу, и она лежит. Решение принимается оперативно: либо сразу отклонить, либо принять в первом чтении. Строгий контроль идет вне зависимости от того, кто вносит законопроект: депутат, регион или, например, правительство, президентские инициативы, естественно, на особом контроле», - объясняет Ульянов.   

В 2017 году тюменский региональный парламент внес еще 9 законопроектов в Государственную Думу.

«На сегодняшний день уже две наши инициативы прошли первое, а один законопроект даже второе чтение. Это поправка в федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», где мы предлагаем органам государственной власти субъектов федерации определять требования к оформлению документов в электронном варианте. Раньше это только федеральное правительство устанавливало, но мы посчитали, что полномочия должны получить и регионы. Такое предложение быстро нашло поддержку, и, по сути, законопроект уже выходит к третьему чтению и будет принят», - отметил Владимир Ульянов.  

Второе предложение региональных парламентариев касается внесения дополнений в закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а третье - обязательного обследования детей, которые родились от ВИЧ-инфицированных родителей.

«Он пока еще в комитете и находится на стадии получения заключений. Надо получить заключения правительства, профильного министерства, минюста и даже Верховного Суда. Такие вещи, конечно, сдерживают законопроект, но они необходимы», - рассказывает депутат и добавляет, что другие два законопроекта получили отрицательные отзывы правительства и были отклонены.

В частности, не прошли поправки в закон «Об административных правонарушениях», которыми предлагалось усилить ответственность за нарушение прав потребителя на получение достоверной информации. «Это наша ошибка, что мы заранее не отработали с правительством данный законопроект», - признается Владимир Ульянов и перечисляет еще ряд законопроектов, которые были в прошлом году отклонены по различным причинам: где-то забыли дать обоснование или согласовать с профильным министерством, а где-то просто не совпали интересы.

В результате анализа ошибок, по словам Владимира Ульянова, в областной думе была сформирована специальная рабочая группа, в которой будет проводиться дополнительная проверка и экспертиза подготовленных инициатив, вносимых в Госдуму.

«Вопрос качества сейчас основной. Просто заваливать думу ненужными инициативами нет смысла», - уточняет парламентарий.

Позитивные изменения законотворческого процесса Владимир Ульянов связывает с позицией председателя федерального парламента.

«Думаю, это связано с новым спикером Госдумы [Вячеславом Володиным, прим. ред.], который взял вопрос прохождения законопроектов под жесткий контроль. Потому что рассмотрение в регламентные сроки – это, по сути дела, уважение высшего законодательного органа по отношению к региональным парламентам», - делает вывод собеседник и добавляет, что сама по себе законотворческая активность сегодня снижается.

«С чем это связано? Сегодня федеральная нормативная база сформирована, и идут либо усиления где-то в части ответственности, либо передача государственных полномочий регионам. Тенденция эта будет и дальше усиливаться, но, повторюсь, база сформирована, и сегодня основная задача - исполнять законы», - подытоживает он.

На замечание – достигли ли мы уже предела в этой сфере, собеседник констатирует, что предела не бывает.

«Мы достигли высокого уровня регулирования правоотношений на федеральном уровне», - добавляет народный избранник.

На замечание о том, что Госдуму называют «принтером», Владимир Ульянов смеется. И поясняет, что причиной всему рейтинги депутатов, которые составляются на основе активности законотворческой деятельности.

«Я считаю, что это не совсем верно. Конечно, законодатель должен вносить инициативы. Но надо учитывать, прежде всего, сколько законопроектов поддержано. Просто галочку о внесении поставить… это социалистическое соревнование не приводит к качественной работе, - считает Ульянов. – Я обратил внимание, что последние два года субъекты федерации уже менее активны в законотворческом процессе. Если раньше десятками вносили, то сегодня это единицы».

В заключение собеседник поделился любопытным наблюдением, что иногда народные избранники занимаются плагиатом.

«Мы обращали внимание, что наш законопроект отклоняется или пока еще не рассмотрен, а потом появляется инициатива депутатов Госдумы, где его, по сути, переписали. С таким сталкивались, но я считаю, что такого уже не будет», - замечает депутат и говорит, что в прошлых созывах парламентарии гнались за галочками.

«Сегодня уже нет конкуренции между законотворцами. Этот баланс отношений соблюдается. Соревновательный пыл сегодня понижен», - заключает он.

Полная версия