Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Хестанов: «кремлевский список» усложнит работу российского бизнеса на Западе

Непосредственного воздействия на экономику России в целом «кремлевский список» не окажет, но бизнесменам жизнь осложнит, заявил Infox.Ru доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Сергей Хестанов.

«Сам по себе список вызвал довольно большое удивление, поскольку составлен был явно формально. Признак, по которому люди попали в список, носит совершенно формальный характер и никак не отражает действия конкретного человека. Что касается воздействия на экономику, то оно двойственно. Какого-либо непосредственного, немедленного воздействия скорее всего не будет, поскольку этот список затрагивает интересы отдельных лиц, а не государства в целом, потому что Минфин США подчеркнул несколько раз, что он не намерен вводить ограничения на приобретение российского госдолга, чего мы опасались», - пояснил эксперт.

Для конкретных людей, попавших в список, это скорее означает более пристальный контроль. Но никаких конфискаций или заморозок счетов, чего многие опасались, не произошло.

«Но если говорить о деловой практике, то и раньше западные банки, прежде чем открыть счет и провести какую-то операцию, требовали довольно много документов, которые подтверждали законность получения этих средств. Теперь тенденция к усиленной проверке заметно  обострится. На практике это означает удлинение времени, бюрократические затяжки, откат с некоторых операций. Это создает неудобства для конкретных лиц, которые попали в список, но экономику России в целом не затрагивает совершенно», - уверен эксперт.

Публикация этого списка – демонстрация санкционной риторики. Есть определенная политическая традиция, и один из ее компонентов говорит, что в случае трений между странами необходимо демонстрировать, что что-то делается. Введения значимых санкций раньше 2020-2022 года ждать не стоит, уверен экономист.

«До тех пор, пока не появится реальная альтернатива российскому газу в Европе, вряд ли мы увидим настоящие санкции. Европейские политики очень прагматичны, и прежде чем вводить значимые санкционные ограничения, они анализируют возможные последствия.  Российскую нефть можно заменить хоть сейчас, резервные мощности Саудовской Аравии и Ирана это позволяет, а вот заменить российский газ, который составляет около трети энергобаланса Европы по газу, пока нечем. К счастью, ранее чем 2020-2022 годы производительность заводов сжиженного природного газа в США и Австралии заведомо не позволят эффективно заменить российский газ. Так что ждать санкций раньше ввода этих заводов оснований нет», - подчеркнул эксперт.

Полная версия