«Гаражную амнистию» стоит объявить на федеральном уровне – эксперты
Недавно губернатор Ульяновской области Сергей Морозов объявил о продлении действия «гаражной амнистии», объявленной в регионе.
Проект предполагает упрощение порядка оформления земельных участков в собственность владельцами гаражных кооперативов. Эта модель может быть использована и в других регионах, считают эксперты.
Инноватор в сфере оформления земельных отношений
На прошлой неделе власти Ульяновской области подвели предварительные итоги реализации проекта «гаражная амнистия», стартовавшего в регионе в 2016 году. Ульяновская область стала инноватором в сфере оформления земельных правоотношений владельцев гаражей и муниципалитетов. Поскольку желающих оформить земельные участки под гаражами очень много губернатор Сергей Морозов предложил продлить действие «гаражной амнистии» до конца 2018 года.
«Для нас крайне важно, чтобы как можно больше членов гаражных кооперативов воспользовались возможностью оформить земельные участки в собственность. Таким образом мы окажем поддержку всем обратившимся гражданам, которые не успели оформить документы в рамках проекта», - сказал глава региона.
Проект «гаражная амнистия» в Ульяновской области курирует партия «Единая Россия». Благодаря ее поддержке более 70 кооперативов Ульяновской области уже подали заявление на оформление документов.
По инициативе главы региона на территории Ульяновской области принято два закона, которые легли в основу проекта. Первый из них упрощает порядок предоставления земельных участков под гаражными боксами. Второй акт облегчает постановку на кадастровый учет ранее построенных гаражей, исключив требование на получение разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию.
Инициатива ульяновского губернатора как никогда актуальна
Предложение губернатора Ульяновской области Сергея Морозова о продлении действия проекта «гаражная амнистия» на территории региона до конца 2018 года свидетельствует о том, что руководство области идет навстречу пожеланиям жителей и что на федеральном уровне необходимо ускорить процесс рассмотрения законопроектов в данной сфере. Такое мнение высказал член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин, который является одним из авторов внесенного в Госдуму законопроекта о «гаражной амнистии».
Сегодня в России до 70 процентов от общего количества гаражей не имеют государственной регистрации права собственности. По его мнению, в настоящее время существует объективная потребность упростить процедуры для оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества в гаражно-строительном кооперативе.
«Не случайно в Государственной думе находится уже три законодательной инициативы по данной тематике. В условиях правовой неопределенности субъекты Российской Федерации вынуждены разрабатывать региональные законы, чтобы попытаться исправить эту коллизию», - заявил сенатор.
В связи с этим, по его словам, инициатива ульяновского губернатора особенно актуальна, тысячи членов гаражных кооперативов успеют до конца 2018 года оформить земельные участки в собственность. Необходимо ускорить принятие соответствующих законопроектов и на федеральном уровне, чтобы подобной услугой смогли воспользоваться жители всех российских регионов, считает Дмитрий Шатохин.
«Гаражная амнистия» для всех
«Сразу можно отметить, что новая мера может послужить основой для достижения общего консенсуса по социальному развитию в регионах. Но также существует официальное правило, что если человек использует какое-то имущество более 15 лет, оно автоматически переходит в его собственность. Этот аспект в данном случае тоже играет свою роль», - подчеркнул в интервью корреспонденту Infox.Ru адвокат и управляющий партнер ООО «Правовое решение» Сергей Воронин.
Многие гаражи были построены во времена СССР, когда «самострои» строили просто по договоренности между субъектами. Официального разрешения так называемые «собственники», не имели, никаких норм, которые бы начали регулировать их взаимоотношения, пока не было принято, а значит, этот вопрос остается крайне актуальным до сих пор, и его урегулирование необходимо, подчеркнул эксперт. И подобные меры необходимо вводить и в других регионах.
«Вопрос с гаражами, особенно в отношении их расположения на муниципальных землях, остается актуальным. А варианты решения данной проблемы должны быть не только легко применимы на практике, но обязаны ликвидировать социально-экономическое неравенство в данном вопросе. Предполагается, что таким образом будет нивелирована разница между получением имущества и его использованием в различных слоях населения. Однако сразу вводить во всех регионах инициативу не стоит, более целесообразно будет изначально выделить на реализацию проекта от 2 до 3 лет, и за это время спускать меру в регионы постепенно, чтобы была возможность достичь равновесного состояния», - отметил Сергей Воронин.
Лакуна в законодательстве на региональном уровне закрыта
Закон Ульяновской области от 21 июня 2016 г. N 84-ЗО «Особняк гаражных кооперативов земельных участков, на которых расположены гаражи, в собственность бесплатно» - замечательный пример того, как региональная власть использует инструменты, предоставленные им федеральным законодательством, заявил корреспонденту Infox.Ru ведущий юрист Европейской Юридической Службы Евгений Лучин. У каждого региона есть возможность, предоставленная ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, согласно которой региональные власти могут устанавливать категории лиц, которые получают земельные участки бесплатно
«Проблема с гаражами существует практически в любом населенном пункте, где строились многоквартирные дома. Предоставление земельных участков под гаражи в советское время не было завершено законодательно. Федеральное законодательство так или иначе урегулировало спорные вопросы с земельными участками под садоводство, жилищное и дачное строительство, однако гаражи выпали из внимания федеральных властей. Ульяновский закон - один из способов решения таких проблем», - подчеркнул эксперт.
С одной стороны, закон содержит немало оснований для отказа в передаче участка для гаража (или ГСК), в том числе несоответствие разрешенного использования, резервирование для государственных нужд и т.д. С другой стороны, закон не обязывает хозяина гаража (или руководство ГСК) отменить техническую документацию на объект - ни техплана, ни проект не требуется, что максимально упрощает (естественно, не нарушая федеральных и местных нормативов) ситуацию для граждан. «Но самое главное в законе - узаконить права граждан. Такая ситуация нечасто встречается - лакуна в законодательстве закрыта региональным нормативным актом. Очень хотелось бы, чтобы инициатива Ульяновской области была перехвачена другими областями, краями и республиками», - отметил Евгений Лучин.