Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:16
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Губернатор Мурманской области: Дорогу к освоению Арктики осилит идущий

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Кардинально изменить подход к формированию госпрограммы по развитию Арктики призвала губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

«Давайте перестанем смотреть под ноги и поднимем голову, чтобы увидеть будущее. Мы предлагаем включить в госпрограмму проекты, которые позволяют достигнуть целей, сформулированных в Стратегии развития Арктической зоны России, пусть даже на эти проекты в ближайшие три года в бюджете нет необходимых средств. Мы готовы совместно с федеральным правительством заняться привлечением инвесторов для реализации намеченных в госпрограмме планов. В противном случае мы так и будем топтаться на месте, а освоение Арктики останется лишь красивым лозунгом», – подчеркнула Марина Ковтун.

Дорогу осилит идущий

Пленарное заседание- выездная сессия Петербургского международного экономического форума «Регионы России: новые точки роста. Арктически курсом» стало кульминацией VI Мурманской международной деловой недели. Глава Заполярья представила свое видение принципов и подходов к формированию опорных зон развития в Арктике, в том числе Кольской, и проблемные моменты. Оказалось, что проблемы у северных регионов схожи, а нынешнее состояние дел далеко не то чтобы от идеала, но хотя бы от приемлемого уровня. Очередная версия законопроекта о развитии Арктики фактически сводится к формулированию положений о порядке формирования и функционирования опорных зон, однако и этот вопрос откладывается – нормативную базу собираются разработать к концу 2018 года, а сами зоны создавать вплоть до 2025-го.

«Тратить три года на разработку основополагающих нормативных документов в условиях активно развивающейся промышленной деятельности в Арктике, на наш взгляд, – непозволительная роскошь. Хотелось бы, используя эту площадку, призвать задействованные федеральные органы власти ускорить нормотворческую работу. Мы в регионах за прошедшие полтора года доказали свою готовность активно участвовать в этой работе», – подчеркнула Марина Ковтун.

Глава Заполярья призвала коллег из других регионов выработать согласованную позицию в отношении мер, необходимых для интенсификации развития Арктики.

 «За нас этого никто не сделает. Дорогу осилит идущий», – сказала Марина Ковтун.

К примеру, эффективными стимулами для инвесторов могли бы стать снижение суммы разового платежа за пользование недрами, а также особые условия ценообразования на электроэнергию в тех регионах, которые обладают невостребованными объемами производства мощности. А газификация Мурманской области могла бы дать мультипликативный эффект для всей страны, обеспечив новый рынок сбыта для российского газа, использование Мурманского порта в качестве круглогодичной перевалочной базы для экспорта газа за рубеж. В Заполярье будут созданы мощности по сжижению газа, который в числе прочего можно использовать в качестве судового бункерного топлива, считает глава Мурманской области.

Золотую середину – найдем!

Представленный недавно на рассмотрение общественности вариант закона об Арктике уже пятый по счету, а в общей сложности подготовка закона о развитии северных территорий длится уже более четырех лет. Все упирается в финансы, считает председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.

«Можно бесконечно делать налоговые послабления, другие свободные возможности использования капитала, но я думаю, что все-таки это больше упирается в наши финансовые возможности, в бюджет, он непростой в этом году, и на 18 год, и на 19, и на 20. Но я думаю, что все равно золотую середину найдем. То, что намечено, обязательно будет развиваться, однозначно. В свое время никто не верил, что в Крым можно сделать Керчинский мост, а он строится! Безусловно будут развиваться и северные территории, и Дальний Восток, о которых в своем послании говорил президент», - подчеркнул Николай Харитонов.

Что касается привлечения инвесторов, то регионам вполне по силам заниматься этой работой наряду с федеральным правительством.

«Конечно, я поддерживаю предложения губернатора Мурманской области, Марина Ковтун – прогрессивная женщина, и мысли у нее хорошие. Все понимают, что после развала СССР многие промышленные предприятия и связи оборвались, поэтому страдают люди и территории. Но все равно баланс будет найден», - уверен Николай Харитонов.

Не освоим Арктику – отнимут!

Финансовых средств на все запланированное сейчас действительно не хватает. Однако стратегическое значение Арктики – не просто красивые слова. Без освоения арктической зоны невозможно развивать Дальний Восток, отметил в интервью корреспонденту Infox.Ru доцент кафедры управления проектами и программами РАНХиГС, член экспертной группы по обновлению Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года Сергей Семенов. Возможности Транссиба практически исчерпаны. Остается Северный морской путь, о котором сейчас так много говорят.

Предложение губернатора Мурманской области о более глобальном подходе к вопросам освоения Арктики нужно поддержать, причем возможно даже в более радикальной форме, считает эксперт. 

«Президент объявил, что развитие Дальнего Востока и арктической зоны – приоритет на весь 21 век. Поэтому вопросы, которые решаются в Мурманске, нужно увязывать с глобальными задачами, сможем ли мы развить вообще Дальний Восток, арктические зоны, да и вообще половину Сибири, которая не заселена из-за вечной мерзлоты, природно-климатических условий и так далее. Это может быть несколько госпрограмм, а может быть все-таки единая госпрограмма по развитию Дальнего Востока, Сибири и Арктики. И если это приоритет для развития страны, то должны просто быть заложены ресурсы, как на оборону, вот в такой же логике. Мы говорим – «если мы не сделаем, на нас наедут и отнимут». Так вот, не освоим Дальний Восток и Сибирь, не освоим Арктику – у нас отнимут! Это та же самая логика!» - подчеркнул эксперт.

Речь может идти даже о фиксированном проценте от валового национального или регионального продукта, который пойдет на финансирование госпрограммы и ее подпрограмм, к реализации которых можно привлекать инвесторов и соинвесторов в режиме государственно-частного партнерства, в режиме кластерной политики и так далее. Именно это, а также создание единого органа исполнительной власти, отвечающего за развитие стратегических территорий, и заложенные в бюджете средства необходимы для реальной работы по развитию Арктики и Дальнего Востока.

«С оборонкой нет проблем? Нет проблем. Все дивятся – какое мол чудо, сколько нового за последние годы насоздавали. А потому что есть механизм исполнения и целеориентирующее воздействие. И здесь такой же механизм должен быть», - подчеркнул Сергей Семенов.

Инфраструктура в ипотеку

Основа для дальнейшего развития северных территорий и Северного морского пути, важнейшей транспортной артерии, у России есть – опорные точки созданы еще при Советском Союзе. Для перевозок по Северному морскому пути понадобятся специальные корабли большой грузоподъемности, которые способны ходить в ледовых условиях, но для традиционно северной державы, обладающей половиной ледокольного флота планеты, это не должно стать большой проблемой.

Дело не только в том, что все возможности Транссиба уже исчерпаны. Перевозки по воде дешевле железнодорожных в 50 раз! Не развивать северные территории – значит не развивать Дальний Восток, и стратегические цели, обозначенные президентом, при таком подходе останутся только словами, отметил Сергей Семенов.

Пока же в отсутствии единого подхода к освоению Арктики регионы ищут свои пути развития. К примеру, при строительстве Мурманского транспортного узла, западной опоры Северного морского пути, будет опробован новый механизм государственной поддержки инвесторов – инфраструктурная ипотека. Частные компании, в данном случае Газпромбанк, строят за свой счет объекты инфраструктуры под государственные гарантии, а погашение кредита производят пользователи – в Мурманске это будет РЖД.

«Теоретически эта схема может сработать. Там ключевое слово – госзаказ, или госзадание. Государство говорит – я все равно должно это сделать, и на мой взгляд это стоит столько-то. Есть источник платежей – пользователи. А между ними ставится кто-то, кто совершает действия – что-то построить, что-то наладить, профинансировать. Все, схема замыкается, и в целом она работоспособная», - считает эксперт.

Стратегия и тактика

Подводя итоги пленарного заседания VI Мурманской международной деловой недели, губернатор Мурманской области Марина Ковтун отметила, что у коллег из федеральных ведомств есть готовность к диалогу и поиску решения проблем.

«Мы добились целей, которые ставили перед собой, организовывая Мурманскую международную деловую неделю уже в шестой раз. Мы провели очень плодотворные и практические заседания и совещания. Рассматривали важные для Мурманской области и других субъектов Арктической зоны России вопросы, в том числе неудобные, и искали их решение», - подчеркнула Марина Ковтун.

Обсуждение подходов к освоению северных территорий продолжается – главное, чтобы оно не затягивалось надолго. Потому что на неосвоенные богатства Арктики могут найтись и другие претенденты, более быстрые в принятии ключевых решений.

 

Число пострадавших при столкновении поездов в Мурманской области выросло до 31
Реклама