Чтобы транспорт «поумнел»: на Госсовете в Ульяновской области представили меры по улучшению качества обслуживания пассажиров
Свою функцию общественный транспорт России выполняет, однако качество услуг и уровень безопасности можно и нужно повысить.
К такому выводы пришли специалисты, подготовившие целый ряд предложений, прозвучавших на заседании Президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в российских регионах.
Результат деятельности ученых и практиков обобщил в своем докладе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
«Следует признать, что качество услуг, безопасность перевозок остаётся не на должном уровне. Поэтому одной из первоочередных задач является разработка комплекса мер, способных сделать пассажирский транспорт общего пользования удобным, современным и безопасным», - подчеркнул Сергей Морозов. Как считают эксперты, представленные на Госсовете предложения способны серьезно улучшить ситуацию.
Единый стандарт для всех
Одной из главных мер должно стать принятие Единого закона о пассажирских перевозках, считают специалисты. В нем будут прописаны стандарты обслуживания для всех видов транспорта, а также введено понятие комплексного плана транспортного обслуживания населения (КПТО). Как подчеркнул губернатор Ульяновской области, стандарты должны носить обязательный характер, а персональную ответственность за их исполнение следует возложить на должностных лиц территорий.
«Как депутат Госдумы, как член профильного комитета, если такой закон будет разработан, я его поддержу. Таким образом, один голос депутата у инициаторов уже есть», - заявил корреспонденту Infox.Ru член комитета Государственной думы по транспорту и строительству Сергей Тен.
Он отметил, что сейчас в области пассажирских перевозок есть ряд уже принятых федеральных законов, нуждающихся в корректировке, и определенные наработки.
«Параллельно с совершенствованием законодательства в отдельных отраслях транспорта необходимо работать над созданием единой системы, единого закона по пассажирским перевозкам. И все это надо делать параллельно, чтобы не потерять время, ведь на разработку и принятие инициативы может уйти несколько лет. Бросать уже имеющиеся наработки нельзя, нужно их доводить до логического завершения», - подчеркнул Сергей Тен.
Определить, кто за что отвечает
Принятие единого закона поможет определить сферу ответственности за развитие транспортного сообщения, считает адвокат Сергей Головин.
«В настоящий момент действия региональных и муниципальных властей часто носят несогласованный характер. Принятие нового комплексного закона должно создать единую классификацию пассажирских перевозок и разделить сферы ответственности между властями и видами маршрутов, что поможет точно определить с кого спрашивать за развитие транспортного сообщения. В нем должны утвердить определение комплексного плана транспортного обслуживания, который позволит осуществлять бюджетное планирование в соответствии с нагрузкой и доступными видами транспорта. Принятие данного закона оцениваю положительно», - подчеркнул Сергей Головин, давший интервью Infox.Ru.
Отдельный вопрос – организация так называемых «одноразовых» перевозок. Экскурсии для школьников, разнообразные туристические поездки – все это тоже требует регулирования. Которого на данный момент просто нет, отметил в интервью корреспонденту Infox.Ru директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш.
«К сожалению, достаточно часто происходят ситуации, при которых муниципалитеты, разыгрывая одноразовые маршруты, невольно (или целенаправленно) провоцируют нарушения. На одноразовые рейсы не распространяются правила 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок”. Нет такой нормы или закона, который бы регулировал одноразовые маршруты или запрещал совершать одинаковые единоразовые маршруты круглосуточно по одним и тем же точкам», - сообщил Игорь Хереш.
Как гласит официальная статистика ГИБДД, только за июнь и июль 2017 на территории РФ на пассажирском транспорте произошло около 1,5 тысяч ДТП различной степени тяжести. В результате этих ДТП погибло более 70-ти человек и более 2 тыс. ранены.
«При этом около половины ДТП на пассажирском транспорте возникли из-за нарушения водителями автобусов ПДД. Однозначно можно сказать, что чем больше транспортных средств будет подключено к региональной навигационно-информационной системе, тем безопаснее станут перевозки, тем меньше пострадавших и тем меньше жертв будет на дорогах», - отметил эксперт.
Технологии в действии
Кстати об информационных технологиях. Системы навигации на базе ГЛОНАСС – далеко не единственные возможности, которые предоставляют современные достижения науки и техники. Как отметил в своем докладе губернатор Ульяновской области, перспективы развития организации пассажирских перевозок связаны с её глубокой технической модернизацией и с обновлением подвижного состава.
«Губернатор в своем выступлении очень удачно сконцентрировал предложения, которые на протяжении года готовились рабочими группами (в т.ч. и сотрудниками Института проблем транспорта РАН – ИПТ РАН). Очень точно отмечено, что именно российская наука является основой для дальнейшего развития общественного транспорта, его интеллектуализации и автономизации. Если детализировать понятие технической модернизации пассажирских перевозок, то можно подчеркнуть необходимость интеллектуализации транспортных инфраструктур и электрификации (в перспективе) автобусного парка (переход на электроавтобусы)», - прокомментировал доклад Сергея Морозова заместитель директора ИПТ РАН по научной работе Владимир Комашинский.
Сейчас развитие общественного транспорта идет по отраслевому принципу. Но в современных условиях необходимо перейти к комплексному подходу и мультимодальности.
«Вне всякого сомнения, организация мультимодального обслуживания пассажиров является основой повышения качества работы общественного транспорта. Важно подчеркнуть, что реализация подхода предполагает создание и законодательной основы, и технической - городской интеллектуальной мультимодальной транспортной системы (ГИМТС). Именно ГИМТС станет материальной основой для интеллектуализации городов, а также обеспечения высокой энергоэффективности и экологичности городского транспорта», - уверен эксперт.
ГИМТС поможет и осуществлять цифровой общественный контроль за работой транспорта. Необходимо разработать научно обоснованную методологию количественной оценки качества транспортных услуг, что позволит наладить объективный и независимый контроль за деятельностью перевозчиков, подчеркнул Владимир Комашинский.
5 миллиардов рублей в год в бюджет
Сейчас более двух третей всех городских предприятий перевозчиков убыточны и существуют на дотации государства.
«В 2016 году они показали убытки в общей сложности на 14 миллиардов рублей. Поэтому без серьезных изменений в данной области все будет только ухудшаться, и можно забыть об обновлении парка транспорта. Как одно из решений было предложено провести индексацию утилизационного сбора, что может принести в бюджет до 5 миллиардов рублей в год, но есть вероятность это приведет к повышению цены на иномарки. Другой предложенной мерой стало приравнивание перевозчиков к социально значимым организациям и отпуск электроэнергии по льготным тарифам, данная мера была бы очень кстати, если бы был принят план развития экологически чистого электротранспорта, как это происходит в Европе», - прокомментировал адвокат Сергей Головин.
Обновление парка транспортных средств – одна из ключевых задач для успешного развития транспортной системы. Однако закупать новые автобусы, троллейбусы или трамваи компании не спешат – нет средств.
«Регионы в данной ситуации не имеют возможности помогать перевозчикам, так как в отличие от других окрашенных расходов, например, дорожных фондов, на эти цели средств у регионов нет», - подчеркнул Сергей Морозов.
В Ульяновской области выход нашли - власти готовы стимулировать пассажирские автотранспортные компании обновлять подвижной состав уже со следующего года. Подготовлен ряд изменений в ряд региональных законов, которые устанавливают компенсации за счет областного бюджета на возмещение затрат, связанных с приобретением электромобилей, используемых для перевозки пассажиров.
Между тем, целевое финансирование уже доказало свою эффективность и могло бы помочь в реализации задачи, отметил депутат Сергей Тен.
«Если до создания дорожного фонда порядка 40 процентов только протяженности федеральных автомобильных дорог соответствовала действующим у нас в стране нормативом, то на сегодняшний день эта цифра составляет порядка 77-78 процентов. Целевое финансирование - это правильный и эффективный подход, - отметил Сергей Тен. - И есть возможность долгосрочного стратегического планирования, поскольку этот фонд защищен, эти средства будут в бюджете из года в год. Если ты за короткое время не сможешь обновить весь парк транспорта, то ты по крайней мере понимаешь, что ты будешь делать через два, три и пять лет».
Комфорт, безопасность и эффективность
Создание единого закона о пассажирских перевозках, стимулирование обновления парка общественного транспорта, «дешевое» электричество и «умная» инфраструктура – это далеко не полный перечень предложенных на Госсовете мер. Комплексный подход эксперты продемонстрировали на деле.
«Убеждён, что реализация мер, предлагаемых в докладе, приведёт к тому, что современный пассажирский транспорт станет комфортным и безопасным, будет надёжно следовать расписанию, маршрутные сети станут эффективными, а остановки, станции, транспортные узлы станут доступными во всех смыслах для наших граждан», - подчеркнул губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.