Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

В Мордовии налаживают цифровую систему образования

1 сентября в столице Мордовии открылась школа, которую смело можно считать эталоном и ориентиром для всех учебных заведений не только республики, но и страны.

В центре образования «Тавла» современные технологии применяются везде – и в образовательном процессе, и в системе безопасности, в организации питания и спортивной инфраструктуры. А главное – перед учениками открываются уникальные возможности для всестороннего развития.

«Особые слова благодарности мы адресуем сегодня Президенту России Владимиру Путину, который поддержал нас и нашу идею. Большую помощь в реализации этого проекта оказали правительство Российской Федерации и Министерство образования и науки России. Я хочу также поблагодарить наших строителей, всех, кто был причастен к созданию новой школы», - заявил руководитель Мордовии Владимир Волков, выступая на церемонии открытия нового учебного заведения.

Мобильное пространство – мобильное мышление

Открытие нового центра образования для республики – событие знаковое. Подобных школ не было в Мордовии и почти нет в России. В здании площадью 30 тысяч квадратных метров смогут учиться почти полторы тысячи школьников.  Два спортивных зала и два бассейна, зал для занятий хореографией, самое современное оборудование, в том числе цифровые комплексы и метеостанции. Приоритет будет отдан математическому профилю, а также инженерному и естественнонаучному образованию, а основными направлениями дополнительного обучения станут робототехника, хореография и живопись.

Сама планировка говорит об устремленности в будущее – атриум верхнего этажа, который позволяет солнечному свету проникать в здание, оснащен электроприводом, а фойе на каждом этаже можно организовать исходя из необходимости – нужно ли провести «сидячее» мероприятие для нескольких классов или же максимально освободить вестибюль. Модульные диваны трансформируются из больших зон для отдыха в компактные места для сидения.

В таком окружении и мыслить школьники будут по-другому – более современно, более смело. А учителя, отобранные по конкурсу, помогут им максимально использовать имеющиеся возможности.

«Мы намерены сделать Центр «Тавла» практической базой для внедрения лучших образовательных практик, новейших технологий и методик. Я уверен, что ваша школа станет по-настоящему большим образовательным центром. Во всех смыслах этого слова. Не только по размерам, но и по качеству образования. Центр образования «Тавла»- это эталонная школа, школа будущего. В ней есть всё для этого - уникальное оборудование, лучшие педагоги, программа развития», - подчеркнул Владимир Волков.

«Чем больше будет таких школ, тем лучше»

Строительство школ нового типа – стратегический ориентир для всей системы образования, заявил корреспонденту Infox.Ru ведущий эксперт региональной группы Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ-ВШЭ Сергей Заир-Бек.

«Такие школы задают векторы развития, формируют новый социальный стандарт качества жизни в регионе. Вместе с тем, важно видеть, насколько созданные в этих школах условиях реально влияют на качество образовательного процесса, насколько они влияют на развитие новых компетенций школьников, насколько они реально влияют на изменение качества образования в регионе, в целом. Это становится очевидным через несколько лет их работы», - отметил эксперт.

Особенное значение новые во всех смыслах школы имеют для воспитания специалистов, необходимых для развития новой экономики, отметила в интервью корреспонденту Infox.Ru  ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы Гульнара Краснова.

«Чем больше будет таких школ, тем лучше. Сейчас уже эксперты констатируют, что у нас есть дефицит ИТ-специалистов и что в 2017 году, возможно, они возглавят рейтинг востребованных профессий», - подчеркнула эксперт.

Информационная грамотность школьников, особенно тех, кто только начинает учебу, значительно повышает перспективы дальнейшей подготовки и специализации.

«Тем более что сейчас имеется огромное количество инициатив на федеральном уровне  по онлайн-обучению, по открытым ресурсам вводится, и школа уже существует в некоем общем информационном пространстве, не только российском, но и в мировом. Умение использовать эту информацию, пользоваться ИТ-технологиями – необходимое требование к будущим компетенциям, и чем раньше мы это начнем внедрять в систему, тем лучше», - уверена Гульнара Краснова.

Шесть новых школ за пять лет

Решение о строительстве центра «Тавла» в Саранске было принято не случайно. В Мордовии активно реализуется проект по созданию современной образовательной среды. За пять лет значительные средства были вложены в создание современных условий обучения и модернизацию содержания образования. В республике построили шесть новых школ и реконструировали или капитально отремонтировали 12. В следующем году распахнет свои двери новая школа на 800 мест в Рузаевке, втором по величине городе республики. В планах – строительство еще нескольких общеобразовательных учреждений.

«От инфраструктуры зависит очень многое, почти все. Как научиться пользоваться новой техникой, вопрос решаемый, главное, чтобы вся эта техника была. Не случайно в центре «Тавла» был проведен конкурс учителей, которые умеют пользоваться этими инструментами. Сейчас появилась еще новая технология bring with me, то есть использование носимых с собой гаджетов. Эти ресурсы сейчас встраиваются и в систему образования, и в атмосферу офиса», - подчеркнула ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Гульнара Краснова. Постоянно улучшаются результаты мордовских школьников. Показатели качества выросли практически по всем предметам, а количество выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, уменьшилось вдвое.

Все успешнее представители республики выступают на Всероссийской олимпиаде школьников – в рейтинге регионов по количеству медалей (в расчёте на 100 тысяч населения) Мордовия уступила только Москве, заняв второе место. Причем этот показатель растет на протяжении трех лет.

В прошлом году на Всероссийской олимпиаде школьники Мордовии завоевали 45 призовых мест. Это рекорд за всю историю олимпиадного движения! Несколько лет подряд республиканский Лицей для одаренных детей занимает второе место в рейтинге 500 лучших школ России. В числе лучших школ страны также лицей № 43 и гимназия № 20 г. Саранска. По отдельным профилям отмечены лицей № 4, гимназия № 12, школа № 1, Краснослободская школа № 1, а также две сельские школы из Ельниковского и Торбеевского районов.

Частный сектор для развития системы

Еще одним подспорьем для учебных заведений могут стать предприниматели, готовые открывать частные детские сады и центры образования. Вопрос об участии частного сектора в развитии дошкольного образования и совершенствовании государственных учреждений в России достаточно сложен, отметил ведущий эксперт региональной группы Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ-ВШЭ Сергей Заир-Бек.

«Влияние возникает только в том случае, если частные дошкольные учреждения создают реальную альтернативу, оказывая конкуренцию государственным образовательным учреждениям. На сегодняшний день ситуация в стране складывается таким образом, что приоритетом для родителей является государственная система дошкольного образования в силу ее меньшей стоимости», - отметил эксперт.

Чаще всего родители выбирают не по принципу «лучше-хуже», а по принципу «дороже-дешевле», "ближе-дальше" или даже просто «есть-нет».

«Вместе с тем, развитие негосударственного сектора очень важно для развития всей системы дошкольного образования, так как постепенно формируется новое качество предложения, которое постепенно будет менять и характер общего спроса на качество дошкольного образования», - подчеркнул Сергей Заир-бек.

В Мордовии готовы активнее использовать возможности негосударственного сектора в образовании.

«В июне этого года у меня состоялась встреча с педагогическим активом и родителями дошкольников. В ходе обсуждений о своём желании работать в этом направлении заявили представители малого и среднего бизнеса. Мы заинтересованы в развитии вариативных форм дошкольного образования. Причём новые условия создаются, в первую очередь, для реализации современных методик обучения», - подчеркнул Владимир Волков.

«Школа должна опережать время»

Работа по совершенствованию инфраструктуры в Мордовии сочетается с постоянным вниманием к уровню подготовки учителей. В Мордовии последовательно выполняются «майские указы» президента в части повышения зарплаты педагогических работников. Учреждены специальные премии для воспитателей детских садов, существуют ежемесячные надбавки к зарплате для молодых учителей и для педагогов, подготовивших призеров олимпиад. Сохранены социальные гарантии для работников сельских школ.

Сейчас разрабатывается конкретный план реализации республиканской Стратегии развития педагогического образования до 2020 года

«Мы уже не раз подчёркивали: школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его. При этом надо понимать, что современные условия обучения – это лишь один из механизмов для повышения качества образования. Недостаточно раздать детям ноутбуки, поставить электронную доску и назвать это электронным образованием. Мы должны внедрять новый тип взаимоотношений во время обучения, основанный на сотрудничестве учителя и ученика. Упор в обучении нужно делать не только на традиционное усвоение теоретических знаний, но и на проектную деятельность, реальную исследовательскую работу. Причём сама среда, созданные условия должны воспитывать – развивать детей творчески и интеллектуально, формировать привычку быть умным и здоровым», - уверен лидер Мордовии Владимир Волков.

Полная версия