Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

На Кавказе должникам дают второй шанс

Несмотря на оживление рынка розничного кредитования, банки по-прежнему внимательно относятся к кредитной истории заемщиков.

Хотя в некоторых случаях терпимость финансовых организаций к допущенным ранее просрочкам потребителей оказывается на порядок выше. Это связано как с региональной спецификой, так и с позицией руководства на местах, уверены эксперты. 

Обновленные данные Объединенного Кредитного Бюро показывают, что те, кто получил розничный кредит в 2017 году, в 90% случаев имели превосходную кредитную историю. Они не допускали просрочек свыше 30 дней по ранее взятым кредитам в течение трех последних лет. Такие данные были получены в ходе исследования информации о платежной дисциплине 78 млн граждан.  Стоит отметить, что 4% заемщиков получили новые кредиты, имея в своей истории просрочки от 30 дней. В 6% случаев одобрение со стороны финансовой организации получили наиболее «злостные» неплательщики, которые не вносили платежи в течение 90 и более дней. Лидерами по выдаче розничных кредитов заемщикам со столь  негативными записями в истории стали: Республика Алтай (10%), Свердловская область (10%), Республика Бурятия (9%), Магаданская область (9%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (9%). Напротив, наиболее требовательными оказались банки в Курской, Орловской и Тамбовской области. В этих регионах 93% выданных кредитов пришлось на тех заемщиков, которые не имели никаких  просрочек ранее.  В целом эксперты ОКБ отмечают, что «лояльными к заемщикам с не очень хорошей кредитной историей были банки в Калмыкии, Ингушетии, Тыве, Кабардино-Балкарии и Ямало-Ненецком автономном округе». В этих регионах доля выданных кредитов при наличии допущенных раннее просрочек  свыше 30 дней составила в среднем 15-16%. Важно подчеркнуть, что кавказские республики до сих порой отличаются достаточно низкой развитостью финансовой инфраструктуры. «По количеству кредитных организаций в СКФО самый низкий показатель в сравнении с другими федеральными округами», - отмечала ранее руководитель направления корпоративных исследований аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич. Поэтому важным фактором при выдаче нового кредита проштрафившемуся заемщику становится позиция главы региона относительно повышения доступа населения к финансовым услугам.

Например, по данным Центрального банка, в Республики Ингушетия непросроченная задолженность физических лиц по кредитам на июнь 2017 года составила 3,8 млрд руб. И это на 50% больше, чем в 2010 году – 2 млрд руб. А по подсчетам Национального бюро кредитных историй, средний размер выданных кредитов на покупку потребительских товаров составил в Республики Ингушетия 66,4 тыс. рублей. 

Сегодня на территории республики представлены крупные банки: Сбербанк,  Росгосстрах-Банк, Банк «Ингушское ОСБ», Россельхозбанк и Банк «Образование». На завершившемся Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение о сотрудничестве между финансовой организацией «Почта Банка» и Ингушетией. В планы банка входит открытие в республике своих отделений, особенно в горных районах. На подписании соглашения Глава республики подчеркнул, что есть насущная необходимость в банкаризации в горных селах.

Столь активное расширение доступа к финансовым услугам в регионе связано с улучшением инвестиционного климата. Гендиректор АСИ Светлана Чупшева констатировала ранее, что «Республика Ингушетия – единственный регион в Северо-Кавказском федеральном округе, который в этом году показал серьезный рост в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ по оценкам предпринимателей почти по всем направлениям». По её словам, в регионе улучшилась ситуация с получением разрешений на строительство, отсутствие административного давления, развитие малого и среднего бизнеса.

Андрей Белоусов, помошник Президента РФ, комментируя результаты рейтинга, сказал: «Выявлена прямая зависимость между результатами рейтинга и инвестициями на душу населения и ВРП. Это означает, что за цифрами стоят результаты работы с людьми».

Глава республики Юнус-Бек Евкуров, анализируя на заседании правительства итоги первого полугодия, заявил: «Доступность финансовых услуг, развитие дистанционных мобильных услуг, учитывающих специфику региона, переход на оплату ЖКХ через банк, будет способствовать повышению дисциплинированности вкладчиков и выстраиванию цивилизованных отношений между банком и вкладчиком».

Полная версия