Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В Ульяновской области воспитывают управленцев

Обновление системы кадровой подготовки стало одной из важнейших задач при построении интеллектуальной модели экономики, заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

«Наша экономика, наша социальная сфера, крупный и малый бизнес – все они сталкиваются с дефицитом квалифицированного человеческого капитала. Область испытывает острый кадровый дефицит преимущественно в тех сферах деятельности, которые являются регионообразующими, т.е. от которых в первую очередь зависит наше динамичное развитие», - подчеркнул глава региона, выступая перед депутатами Законодательного собрания с ежегодным отчетом.

Обновление системы образования

В регионе каждый год выпускается около десяти тысяч специалистов. При этом существует большой дефицит гуманитарного и социального знания, прежде всего, в сфере управления. Это касается как государственных и муниципальных органов власти, так и компаний и организаций. При этом множество студентов приобретает специальности, которые невостребованы на рынке труда.

«Путь один –надо изменить подходы к развитию самой системы образования, определиться в ее рамках с новыми опорными точками, интегрировав их в инновационную экосистему и технологическое предпринимательство, в наши гуманитарные креативные проекты», - подчеркнул Сергей Морозов.

Акцент в работе будет сделан на нескольких главных направлениях – развитие системы дополнительного образования и работа с талантливыми и одаренными детьми, перенастройка система профессионального образования, стимулирование экономической и инновационной деятельности вузов. Планируется развивать и новое для региона направление - предпринимательское образование в младшей, средней и высшей школе.

«У нас сначала всегда образцы рождаются в регионах, смелые губернаторы, такие как Сергей Морозов, проводят эксперименты, это такие региональные полигоны в образовании, в социальной сфере и так далее, - отметил в беседе с корреспондентом Infox.Ru председатель Союза молодых инженеров России Евгений Мирошниченко. - Если опыт признается успешным, он начинает масштабироваться, то есть практику смотрят соседние регионы, другие субъекты Федерации. И если видно, что масштабирование пошло успешно, этот опыт поднимают на федеральный уровень и его уже рекомендуют как обязательный к исполнению. Здесь надо только приветствовать инициативных губернаторов, которые ищут пути в решении текущих государственных задач технологического развития, цифровой экономики, диверсификации предприятий ОПК, развития технического образования, профориентации и так далее. Ну и было бы конечно здорово, если бы власти привлекали для этого профессиональные ассоциации».

Наука требует кадров

В Ульяновской области активно развивается инновационный кластер. Специалистов для предприятий будут готовить с самого детства. Именно на территории ульяновского региона открылся один из самых первых в стране детских технопарков «КВАНТОРИУМ». Именно он стал основой для создания единого образовательного пространства, нацеленного на Национальную технологическую инициативу.

Одним из ключевых звеньев в подготовке кадров станет Межрегиональный центр компетенций, который начнет полноценную работу уже в сентябре этого года. Таких центров на территории России всего семь. Ульяновское образовательное учреждение будет готовить специалистов по шести направлениям из списка профессий, вошедших в ТОП-50 профессий будущего, которые связаны с важнейшими для развития региональной экономики отраслями – авиа и автомобилестроению. Также Центр будет отвечать за разработку и методическое сопровождение программ, методик и технологий обучения, то есть областные образовательные организации получат наиболее короткий доступ к самым современным практикам.

Важным событием стало открытие первого Центра молодежного инновационного творчества. ЦМИТы будут предоставлять возможности для создания первых инженерных стартапов.

«В стране сегодня востребовано управление жизненным циклом инженера. Мы сейчас выступаем с позиции, что необходимо строить национальную систему инженерного дела. И одна из составляющих этой системы – управление жизненным циклом инженера», - подчеркнул председатель Союза молодых инженеров России.

Как отметил эксперт, первый шаг – это профориентация, причем на очень раннем этапе, в детском саду, начальной школе или же семье, если там существуют соответствующие традиции. В России сейчас создана гигантская инфраструктура для того, чтобы инженеры могли взрослеть, обучаться и работать, однако пока она не связана в единую систему.

«В этом жизненном цикле ЦМИТЫ занимают свое конкретное определенное место, на сегодняшний день альтернатив практически нет», - уверен Евгений Мирошниченко.

Юные гуманитарии станут академиками

«У нас сейчас явный дефицит гуманитарного и социального знания, прежде всего, в сфере управления (государственного и муниципального, компаниями и организациями). Нам нужно обновление гуманитарного знания, его апгрейт и встраивание гуманитарных компетенций в техническое, экономическое и IT знания с соответствующей корректировкой образовательных программ и профессиональных стандартов», - подчеркнул Сергей Морозов.

Подготовкой «технарей» в Ульяновской области отнюдь не ограничиваются. В регионе создана система предпрофильного обучения по другим критически важным для будущего региона отраслям, прежде всего гуманитарного и художественного профиля. На территории области работают 16 детских и молодежных академий, в которых обучаются уже более 2 800 слушателей. До конца года появятся еще четыре подобных учебных заведения - медико-фармацевтическая, медиа-академия, авто-академия, академия электроники.

Что особенно важно, предпрофильное обучение можно будет пройти в самых отдаленных точках региона. Большинство академий будут иметь свои базовые площадки в муниципалитетах. К примеру, филиалов Молодежной правовой академии в районах уже открыто около десятка.

«Это очень перспективная система, они действительно думают о своем будущем, - заявил корреспонденту Infox.Ru член комитета ГД по образованию Гаджимет Сафаралиев. - Чем интересна такая система? Все-таки дети сами не в состоянии выбрать, кем они хотят быть, какая профессия у них будет на всю жизнь. Такого типа академии, филиалы в муниципалитетах полезны в выборе дальнейшей профессии, и тем самым мы озадачиваем детей, они начинают по-другому мыслить, по-другому относиться к учебе и к жизни, и с другой стороны, они осознанно выбирают то направление, которое им больше нравится. Это очень хорошая система, и если бы нам удалось внедрить по стране, это было бы здорово».

Как растить бизнесменов

Развитие предпринимательского образования – направление для региона принципиально новое и особенно важное.

«Предпринимательская инициатива и способность генерировать инновации – это два главных слагаемых экономического роста и конкурентоспособности территории. А значит, кроме создания условий для инновационной активности нам необходимо развивать у детей и молодёжи такое качество, как предпринимательская инициатива, ориентированная на технологическое предпринимательство», - подчеркнул Сергей Морозов.

В регионе уже созданы две Лиги предпринимательства – школьного и студенческого. В проекте для учеников средних общеобразовательных учебных заведений участвуют уже около трехсот человек, и это только начало.

Ульяновская область стала также одним из пилотных регионов, присоединившихся к вебинар-проекту МГУ и «Сколково» «Предпринимательство в школах».

«Основным ядром, вокруг которого будет выстраиваться предпринимательское образование, станет наш Инновационный кластер, инновационная экосистема в целом. Формат обучения – индивидуальные образовательные траектории учеников и проектно-ориентированное обучение с вовлечением в деятельность компаний технокампуса», - рассказал губернатор Ульяновской области.

1-2 процента для успешного бизнеса

Как рассказал корреспонденту Infox.Ru доцент кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, директор программы ФСУ ИБДА РАНХиГС Ашот Сеферян, талантливые бизнесмены – явление редкое.

«Предпринимателями могут быть только один-два процента населения в любом городе, стране и так далее, это не массовое явление. Такие люди обладают природными качествами, которые требуется не столько взращивать, сколько шлифовать», - подчеркнул Ашот Сеферян.

Как отметил эксперт, вряд ли возможно угадать в ребенке будущего выдающегося бизнесмена. Однако если мы можем судить, к чему ребенок более склонен - к техническим дисциплинам или к гуманитарным, к языкам или физкультуре, точно таким же образом можно выделять детей, склонных к инновациям, да и просто к фантазиям в хорошем смысле этого слова. Такие качества нужно развивать, как и будут делать в Ульяновской области.

«Если ребенок не фантазирует, то вряд ли он потом в дальнейшем будет креативно подходить к реальным проблемам, - отметил эксперт. - Однако вполне можно оценить, насколько ребенок инициативный и креативный, насколько он неординарно мыслит, имеет склонность к выдумыванию каких-то новшеств, причем не обязательно технических».

Главное - человек

Новая экономика предполагает не только рост производительности труда, но и оптимизацию рабочих мест и изменение структуры занятости. Однако это не означает, что работники, на смену которым пришли интеллектуалы и машины, должны остаться на улице.

«Задача власти – готовить людей к новым требованиям рынка труда. Наша политика должна быть направлена на создание условий, чтобы любой трудоспособный человек, в любом возрасте имел возможность приобрести новые знания и освоить новые компетенции, для того, чтобы вновь выйти на рынок труда, но уже обновленным и осовремененным, - подчеркнул Сергей Морозов. - Поэтому нам нужен надежный прогноз развития рынка труда, который мы дополним «Региональным стандартом кадрового обеспечения экономического роста», внедрением которого и займемся. Упор в нем будет сделан не на профессии, а на конкретные компетенции. Это позволит нам гибко реагировать на происходящие на рынке труда изменения».

В Ульяновской области сейчас создают модель экономики, ориентированную на эффективность и инновации. Однако в центре внимания всегда остается человек, его развитие, раскрытие его потенциала.

Полная версия