Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

04:31
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

На Мурманской Международной деловой неделе обсудили проект закона о развитии Арктики

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Уже в пятый раз в Мурманской области проходит Международная деловая неделя. В этом году, как и всегда, акцент сделан на освоении Арктики. Обсуждение пока еще не принятого федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» безусловно стало центральным событием ММДН.

В пленарном заседании «Арктическим курсом» приняли участие более 300 делегатов, представляющих девять российских регионов и 13 стран. А в общей сложности на Мурманскую Международную деловую неделю приехали более трех тысяч человек.

«За пять лет Деловая неделя совершенствовала формат отдельных мероприятий и пополнялась новыми интересными проектами, но никогда не меняла свой арктический курс. Она стала дискуссионным клубом для субъектов Арктической зоны России, площадкой для выработки совместных решений по реализации их интересов, местом встречи друзей и партнёров из разных регионов и стран», - подчеркнула губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

Форпост для развития сотрудничества в Арктике

Само географическое положение Мурманской области способствует тому, что она оказалась в центре российских и международных усилий по освоению северных территорий. Регион находится на северо-западе страны, практически полностью за полярным кругом, имеет незамерзающий морской порт и атомный ледокольный флот.

«Мурманск сегодня – это начало северного морского пути, которое позволяет обеспечить более комфортные условия доставки грузов из Европы в Азию, - отметил в интервью корреспонденту Infox.Ru сенатор Игорь Чернышенко, член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. - Кроме того, через участие мурманского атомного ледокольного флота активно прорабатываются проекты дальнейшего освоения углеводородных ресурсов, тут регион в центре внимания. И не случайно например «Новотек», который сейчас вкладывает огромные ресурсы в освоение нефтегазовых месторождений, принял решение построить на территории Мурманской области береговую базу всех своих морских служб в Арктике, это важная новость».

Есть и еще один значимый аспект, который выгодно выделяет Мурманскую область на фоне других северных территорий.

«Освоение Арктики имеет очень важное значение не только в российском аспекте, но и в международном плане. Повышается роль сотрудничества в Арктике, считается, что это должна быть территория мира, экологической безопасности, - отметил Игорь Чернышенко. - И поэтому Мурманская область как активный член Баренцева арктического сотрудничества, куда входят еще регионы Норвегии и Швеции, стала более продвинутой по сравнению с другими субъектами РФ. По различным каналам приезжают зарубежные делегации, и форум, проводимый в пятый раз, собирает все больше участников из-за рубежа. Представители Исландии, Финляндии, Норвегии, Швеции, азиатских стран… значение форума все больше повышается».

Недаром в качестве пилотного региона по созданию опорных зон в России была выбрана именно Мурманская область. Регион стал надежным форпостом для освоения Арктики.

Главная тема – обсуждение федерального закона

Диалог о развитии арктических территорий в рамках Мурманской международной деловой недели, который начался в 2012 году, вышел на качественно новый уровень. За это время были приняты Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», сформирована Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, которая координирует решение стратегических задач государственной политики России в макрорегионе. Началась промышленная эксплуатация первого нефтяного месторождения, расположенного на российском шельфе Арктики, – Приразломного.

Теперь на очереди – принятие федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Обсуждение документа стало центральным событием Мурманской Международной деловой недели и основной темой пленарного заседания «Арктическим курсом».

«Главная особенность этого закона в том, что он впервые вводит правовое регулирование арктических территорий и вносит понятие опорной зоны Арктики. Если удастся в это понятие опорной зоны включить поддерживающие меры, закон будет работать. Пока та концепция, которая рассматривается, к этому не очень располагает, - отметил сенатор Игорь Чернышенко. – Конкретные изменения трудно пробиваются, потому что если прописывать меры какой-то государственной поддержки, нужно экономическое обоснование, и с точки зрения общей ситуации в стране оптимизма большого нет. Но преференции для развития бизнеса на северных территориях необходимы, и их можно сделать с пролонгированным введением. Необязательно принять закон, подписать и с первого дня запустить. Но дорожку преференций с отсроченным сроком введения можно хотя бы обозначить. Чтобы бизнес, который на много лет вперед смотрит, понимал, что государство окажет какую-то поддержку, если развивать базу в арктических регионах».

Преференции для бизнеса и социальные гарантии для всех

В обсуждении приоритетов государственной политики в Арктике учитывались и экономические, и социальные вопросы. Для успешного развития бизнеса в северных условиях предприниматели нуждаются в поддержке. На севере попросту все дороже, чем в менее суровых климатических условиях – и энергетика, и строительство инфраструктуры, и разработка недр, и создание приемлемых условий труда.

«Развитие северных территорий, участие России во всей арктической проблематике – это очень серьезный стратегический приоритет. Один Северный морской путь чего стоит! Условия бизнеса там достаточно тяжелые, и нужно привлекать предпринимателей, в том числе и разнообразные преференциями. Причем бизнес должен поверить в то, что эти преференции надолго и развитие Арктики – это действительно приоритет государственной политики, - заявил корреспонденту Infox.Ru проректор РАНХиГС Андрей Марголин. - Принципиальный вопрос – это доверие между бизнесом, государством и гражданским обществом, улучшение инвестиционного климата, снижение процентных ставок и так далее. И конечно северные преференции, которые и в Советском Союзе были, в том числе надбавки к зарплате, тарифы на перевозки и так далее».

Стимулировать развитие приморских арктических территорий могло бы установление особых режимов ведения хозяйственной деятельности на территории арктических портов, таких, как режим свободного порта Владивосток, уверена губернатор Мурманской области Марина Ковтун. Снижение налоговой нагрузки в части таможенных платежей позволит реализовать целый ряд конкурентных преимуществ и будет способствовать скорейшему освоению западного берега Кольского залива и развитию малых прибрежных населенных пунктов.

Временные и экологически небезопасные рейдовые перевалки должны быть заменены на современные береговые комплексы, отвечающие высоким экологическим стандартам и безопасности в Арктике. Нефтеперегрузочный терминал предлагается построить на западном берегу Кольского залива.

Глава Мурманской области особо подчеркнула, что принципиально важно повышать качество жизни людей, и прежде всего необходима эффективная система оказания качественной, доступной и своевременной медицинской помощи людям, живущим в экстремальных климатических условиях, в удаленных и труднодоступных районах.

«Мы считаем важным закрепить в законе приоритетность создания арктических центров высокотехнологичной медицинской помощи, развития санитарно-авиационной медпомощи и обеспечения её финансовой поддержки. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность установления повышенных нормативов специализированной медицинской помощи с соответствующим финансовым обеспечением», – отметила Марина Ковтун.

Это предложение поддержали губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, заместитель губернатора Ненецкого автономного округа Сергей Сурков, постоянный представитель Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге Юрий Кравцов, заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия Юрий Савельев.

Опорная зона развития Арктики

Как отметил участвовавший в обсуждении заместитель директора департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества министерства экономического развития России Дмитрий Фишкин, правительство Мурманской области занимает наиболее активную позицию по наполнению документа. И именно Кольская опорная зона станет полигоном для апробирования принципа территориального развития.

Уже отобраны 30 приоритетных инвестпроектов, в том числе собственные проекты развития крупнейших горнопромышленных компаний и проекты, обеспечивающие надежное энергоснабжение промышленных объектов.

«Якорным проектом Кольской опорной зоны станет Мурманский транспортный узел, который в сочетании с проектами реконструкции аэропортов и автодорог, сервисного обеспечения судоходства и модернизации портовой инфраструктуры формирует крупнейший арктический логистический центр», – отметила губернатор региона Марина Ковтун.

По ее мнению, в проекте ФЗ «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» необходимо закрепить полномочия арктических субъектов в отборе приоритетных проектов, а также в формировании опорных зон и управлении ими.

«Инфраструктурная освоенность северных территорий крайне недостаточна. И то, что государство в качестве своего приоритета ставит развитие инфраструктуры, - абсолютно правильный стратегический выбор, - заявил проректор РАНХиГС Андрей Марголин. - Потому что если будет другое качество инфраструктуры, бизнес уже в виде системных элементов, эту инфраструктуру использующих, подтянется и массу налогов заплатит в разные уровни бюджетной системы».

Арктическим курсом

Свое мнение по поводу законопроекта на пленарном заседании «Арктическим курсом» высказали делегаты из арктических регионов, представители федеральных органов власти, иностранных государств и промышленных предприятий, которые работают в макрорегионе.

По итогам Деловой недели в Мурманске будет принята резолюция, в которой будут отражены все предложения, которые стоило бы внести в законопроект «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Также участники обратятся к заместителю председателя правительства Российской Федерации Дмитрию Рогозину с предложением рассмотреть законопроект на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Число пострадавших при столкновении поездов в Мурманской области выросло до 31
Реклама