Ульяновская область - один из лидеров внедрения Национальной технологической инициативы
Образовательная сфера региона работает на будущее. В преддверии начала нового учебного года глава области Сергей Морозов обозначил задачи, которые предстоит решить совместными усилиями. Основные ресурсы будут сконцентрированы на реализации Национальной технологической инициативы.
О национальной технологической инициативе, как об одном из приоритетов государственной политики, президент России Владимир Путин объявил в декабре 2014 года, в ходе послания Федеральному собранию. Для Ульяновской области эта тема актуальна как никогда – после провала 90-х и достаточно трудных 2000-х, когда порой само существование региона как самостоятельной жизнеспособной единицы вызывало сомнения, в 2011 году начался процесс возвращения в число экономических и политических лидеров. За последние пять лет объём промышленного производства увеличился на 83%. Помимо традиционных предприятий и сильной IT-отрасли в регионе появились совершенно новые исследовательские центры и производства. И везде нужны высококвалифицированные специалисты – креативные, инициативные и ориентирующиеся в современных технологиях.
Проектирование будущего и новая экономика
Одним из главных направлений при внедрении Национальной технологической инициативы, безусловно, станет работа с кадрами, причем с самого раннего возраста.
«Для себя из девяти направлений НТИ мы определили пять. Эти и другие направления коренным образом уже в ближайшее десятилетие изменят облик городов, характер общества и структуру экономики, - подчеркнул временно исполняющий обязанности губернатора Ульяновской области Сергей Морозов. - Именно для этой экономики и для этого общества уже сейчас необходимо готовить специалистов. Это означает, что уже сейчас сфера образования должна работать как проект будущего».
Начать предполагается уже с дошкольного возраста. В некоторых детских садах уже разрабатываются профориентационные программы, нацеленные на формирование творческих способностей. В школах дальнейшее развитие получит система профильного обучения в соответствии с экономической специализацией региона.
«В итоге мы должны сформировать единую систему непрерывного инженерного образования. Уже в этом учебном году в неё войдут лицеи и лицейские классы Ульяновска, Димитровграда, Барыша, Инзы, Вешкаймы, Карсуна, Майны, Старой Кулатки. За два ближайших года мы планируем получить около тысячи выпускников этих классов. Нужно сделать всё, чтобы самые успешные из них поступили в наши вузы», - подчеркнул Сергей Морозов.
Кружковое движение и интерактивные научные комплексы
Создание новой технологической культуры среди подрастающего поколения станет одним из приоритетов работы областного правительства. Ресурсы дополнительного образования будут задействованы в полной мере.
Сейчас в Ульяновской области перезапускают проект «Кружковое движение», который призван привлечь большее количество технически-ориентированных школьников в профессиональные учебные заведения. Многие кружки технической и естественно-научной направленности уже используют в развитии потенциал университетов, промышленных предприятий и корпораций. Сейчас там занимаются около 14 процентов ребят. К 2020 году благодаря развитию таких проектов, как «Детский полигон инженерных профессий», «Джуниорскиллс» и «Школа будущих учёных и изобретателей», количество «кружковцев» должно увеличиться в 2-2,5 раза.
Одну из главных ролей в развитии системы просвещения в сфере современных технологий будут играть уникальные центры популяризации науки и инноваций, которые создаются в регионе. В частности, детский технопарк – интерактивный научный комплекс, в котором дети смогут в игровой форме узнать основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии, истории и многих других наук, а их взрослые наставники – прослушать лекции ученых и преподавателей вузов.
Помимо этого, будет запущено несколько мобильных центров, представляющих собой микроавтобусы, оснащенные высокотехнологичным оборудованием прямого цифрового производства – станками с ЧПУ, 3D-принтерами и робототехническими конструкторами. Благодаря таким передвижным пунктам возможность ознакомиться с современными технологиями, принять участие в занятиях-погружениях, мастер-классах, каникулярных школах появится и у детей из муниципальных образований, даже тех, которые живут в селах. Это может сыграть ключевую роль в региональной системе поддержки талантливых и деятельных детей, где бы они не жили и какой бы уровень доходов не был у их семей.
Политическая воля главы региона и участие энтузиастов
«Ульяновцы молодцы, что начинают работать на популяризацию, это точно увеличит приток людей, появится количество. А затем, по законам диалектики, количество должно будет перейти в качество. И вот здесь нужна будет здоровая профессиональная дискуссия о том, какие методологии использовать» - заявил корреспонденту Infox.Ru председатель Союза молодых инженеров России Евгений Мирошниченко.
Как отметил эксперт, необходимо не только решить проблему привлечения талантливых ребят в отрасль, но и определить, какого специалиста необходимо получить в итоге – инженер, обслуживающий имеющуюся технику, или же способный предложить новые технические решения? Нужно ли детям собирать готовые конструкторы – или стоит вернуться к старому принципу, когда участники кружков собирали модели с нуля? В этом вопросе до сих пор идут дискуссии. У каждой из точек зрения – свои сторонники.
«Как только появится четкая государственная задача – допустим, нам нужно к такому-то сроку подготовить два миллиона конструкторов и изобретателей, поэтому давайте сегодня возьмем миллионов десять школьников, которые этим увлекаются, и из лучших вырастим Королевых, - тогда работа будет уже другого уровня и качества. И я тем более приветствую начинания Ульяновской области – потому что если таких нововведений в регионах не будет, то и обсуждать образ инженера будет незачем. Любая активность на этом поле - во благо», - отметил Евгений Мирошниченко.
Передвижные филиалы технопарка способны вызвать интерес школьников. Чтобы задача решалась системно, его нужно закрепить. И тут на помощь могут придти энтузиасты.
«Губернатор принял политическое решение, проявил волю – и понесся процесс. Но как показывает опыт, обязательно должны быть наставники на местах, - подчеркнул председатель Союза молодых инженеров России. - Я считаю, нужно поднимать энтузиастов. И сейчас много таких подвижников, в том числе молодых, которые просто за свои деньги покупают детали, сидят с пацанами, паяют в подвалах, в гаражах. Такие «гаражные» инициативы требуют не столько денег, сколько внимания со стороны государства. Этот бы слой поднять. И тогда начинание Ульяновска могло бы получить очень мощную поддержку снизу. И если получится построить такую инфраструктуру, это будет просто потрясающе».
Дуальное обучение и движение WorldSkills
Одной из важнейших задач остается модернизация профессионального образования. В регионе завершается разработка программы его развития до 2030 года. Она предполагает продолжение работы по созданию региональных ресурсных центров по приоритетным отраслям экономики, распространение самых эффективных федеральных и мировых методик подготовки специалистов и развитие основанного на практике дуального обучения. Эта практика предполагает, что теоретические знания студенты колледжей и техникумов приобретают в аудиториях, а практические – непосредственно на производстве. Наиболее успешно принцип дуального образования применяется в Германии.
«Проблема в том, что в практико-ориентированном профессиональном образовании всегда есть разрыв между датой освоения тех или иных навыков и умений и собственно началом их использования в работе. Национальная технологическая инициатива предполагает максимально сократить этот разрыв и как можно быстрее привлечь ребят к какой-то реальной деятельности, - рассказала корреспонденту Infox.Ru cтарший преподаватель кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Юлия Игнатьева. - С моей точки зрения, разработка стандартов обучения в соответствии с НТИ - это правильное решение».
В Ульяновской области эксперимент по введению системы дуального обучения начался еще в 2013 году, а в 2014 область вошла в число пилотных десяти регионов по реализации программы, одобренной Агентством стратегических инициатив.
«Если брать кейс Ульяновской области, то это, наверное, один из самых прорывных регионов в плане экономики благодаря располагающимся там производствам, главным образом авиационной отрасли, для которых подготовка кадров является ключевой задачей, - подчеркнула Юлия Игнатьева. – При этом ряд предприятий входит в программу оборонзаказа».
В области активно развивается движение WorldSkills. По поручению президента России на базе Ульяновского авиационного колледжа создается один из семи Межрегиональных центров компетенций. Там будут готовить специалистов для авиационного, автомобильного и агропромышленного кластеров региона, а также чемпионов соревнований «Молодые профессионалы».
«В целом мы поставили задачу превратить авиационный колледж в образовательную организацию мирового уровня, – сообщил глава региона. - Следовательно, он должен стать и центром траснсфера образовательных технологий по всей региональной системе профобразования».
Национальный проект «Образование 2.0»
В этом году в России началась реализация федеральной программы по строительству новых общеобразовательных учреждений, которой условно дали название «Школа нового поколения». В Ульяновской области до 2025 года появится 15 таких учреждений. А в Ульяновске уже работают над принципиально новым проектом – школой НТИ, или так называемой «Умной школой».
«Это – национальный проект «Образование 2.0», - заявил врио губернатора Ульяновской области. - На базе действующего Наноцентра мы начинаем реализацию знакового проекта экономики будущего – «Большой технологической долины». Его основная задача – создание общего ценностного пространства, где формируется новая экономика: экономика знаний и технологического предпринимательства».
Именно в такой среде появились корпорации, ставшие лидерами новой мировой экономики, - «Самсунг», «Эпл», «Хьюлетт-Паккард».
На территории технологической долины будет сформировано особое образовательное пространство: детский сад, школа НТИ, учреждения дополнительного образования и свой университет.
«Здесь будет своя единая для жизни, экономики и образования экосреда», - подчеркнул Сергей Морозов.
В общей сложности за последние десять лет вложения в сферу образования Ульяновской области увеличились в десять раз. Это дало свой эффект – выросли баллы ЕГЭ выпускников по основным предметам, увеличилось количество участников и победителей олимпиад. Молодые ученые и представители региональных вузов в этом году получили гранты президента. А сейчас Ульяновская область становится одним из лидеров внедрения Национальной технологической инициативы.
«Я очень хочу, чтобы именно ульяновцы были востребованными людьми будущего», - подчеркнул глава региона. Система образования, построенная в регионе, нацелена на достижение этого результата.