Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:45
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Южноуральское образование: школа как второй дом, ТЕМП и воспитание личности

Опубликовано
Текст:

Челябинская область к новому учебному году подходит в полной готовности. 1 сентября свои двери распахнут свыше 2,5 тысячи школ и детских садов, в которых будут учиться 657 тысяч человек. Создание качественной образовательной среды стало одним из приоритетов деятельности областного правительства.

Второй дом для учеников и педагогов

Нынешний год для сферы образования региона стал прорывным. На Южном Урале началась реализация масштабного проекта – за десять лет в регионе будет создано почти 20 тысяч новых мест. Программа поможет выполнить поручение президента страны по ликвидации двухсменного обучения. Сейчас в первую смену учатся 83,5 % детей.

«Будем строить современные здания, к проектированию которых приступили авторитетные проектные организации. Наши школы должны обрести новый облик и стать по-настоящему вторым домом для учеников и педагогов», - рассказал Борис Дубровский.

В Челябинской области полностью выполнен указ президента России по обеспечению стопроцентной доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет. За три года в области появилось 62 новых здания детских дошкольных учреждений, давших в общей сложности почти 10 тысяч новых мест. К концу этого года количество мест в детских садах увеличится еще на 2,5 тысячи.

В общей сложности на сферу образования уходит более трети регионального бюджета. В 2016 году на реализацию госпрограммы «Развитие образования в Челябинской области» будет выделено более 18 миллиардов рублей.

«Результат, к которому мы стремимся, – это качественное образование, доступное для всех, – заявил губернатор региона Борис Дубровский. – И средства, которые вкладываются эффективно, играют значимую роль».

Наличие современных зданий и хорошей материальной базы будет хорошим подспорьем для решения одной из важнейших задач – создания качественной системы образования, которая даст ученикам возможность уверенно смотреть в будущее, а стране – профессионалов во всех областях. Особенно в научно-технической. Для промышленной Челябинской области вопрос кадров первостепенен.

Реальный сектор образования

Во всероссийской олимпиаде школьников позиции южноуральцев достаточно сильны. Область входит в пятерку лучших, уступая только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Татарстану. Что еще более важно, Южный Урал лидирует не в области гуманитарных наук, а в физике, химии и экономике. То, что называют реальным сектором экономики – в отличие от также необходимых в развитии общества, но считающихся более легкими гуманитарных и творческих дисциплин.

В Челябинской области с 2014 года реализуют проект, благодаря которому дети получили возможность с раннего возраста оценить преимущества профессий реального сектора. Без подготовленных кадров невозможно решить задачи, поставленные в Стратегии развития региона – увеличить в два раза валовой региональный продукт, а также производительность труда. А имеющаяся система образования с требованиями времени явно не справлялась.

«С одной стороны, Южный Урал – один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой – очень часто на профильных встречах я слышу, что бизнес, представители предприятий не довольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных учреждений, - заявил тогда глава региона, только что занявший должность. - Они не имеют тех навыков, которые применимы на предприятии, у них нет практики, которая требуется. Есть и претензии у ректоров к тем абитуриентам, которые приходят к ним после школ».

У школьников отсутствовала мотивация для выбора профессии, востребованной в реальном секторе экономики, у педагогов – желание и возможности эту мотивацию создавать. Профориентационная работа начиналась в старших классах, когда у подростка фактически уже были сформированы представления о будущем, причем зачастую почерпнутые не из реальных знаний о перспективах и ситуации на рынке труда, а из СМИ и особенно массовой культуры. Поэтому было решено сосредоточиться на работе с детьми более младшего возраста. А заодно заинтересовать и педагогов, в том числе и в материальном плане.

По поручению губернатора региона был разработан образовательный проект «ТЕМП». Это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом: «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования».

Готовим профессионалов в ТЕМПе

Проект «ТЕМП» направлен на развитие естественно-научного и математического образования. За сравнительно небольшое время его реализации число выпускников, выбравших для сдачи ЕГЭ химию, увеличилось на 2 процента, биологию – на 3,7 процента, а физику – на 5 процентов. В профессиональном образовании объемы подготовки по направлениям металлургия, металлообработка, машиностроение и транспортные средства выросли на 21 процент. А в колледжах и техникумах на специальности, связанные с реальным сектором экономики, теперь поступают по конкурсу. Раньше такого не наблюдалось.

Создавая проект, специалисты регионального образования и науки исходили из того, что школе необходимы педагоги, способные грамотно рассказать ребенку о промышленности и внушить интерес к естественным наукам и технике, а также соответствующая материально-техническая база. Пока начали с самых активных, но постепенно к этому придут все школы. За время реализации проекта была также серьезно укрупнена и обновлена материально-техническая база учреждений профессионального образования и повысилась квалификация педагогического и управленческого персонала.

Как отметил в интервью корреспонденту Infox.Ru директор исследовательского центра «Промышленность и общество» Игорь Рябов, нынешняя политика в сфере образования буквально вынуждает промышленников и тех представителей власти, которые понимают суть проблемы, создавать альтернативную систему, позволяющую готовить профильных специалистов.

«Борис Дубровский пришел с «Магнитки», у него опыт промышленника, и он прекрасно понимает, что наша система образования не справляется с запросами современной промышленности, - заявил Игорь Рябов. - Требования даже к квалификации рабочих сильно усложнились, и современная техническая и естественнонаучная школа не дает тех специалистов, которые нужны».

Такие проекты стране необходимы, и их будет становиться больше и больше, считает Игорь Рябов. И возможно, со временем они послужат основой для создания качественно новой системы образования по всей стране.

«Точки роста, которые демонстрирует этот проект и ему подобные, вызывают оптимизм. Это очень правильная история», - заключил эксперт.

«Нам нужны люди, нацеленные на производство и созидание»

Такие программы, как ТЕМП, могут быть реализованы и в других регионах. Главное – не подходить ко всем субъектам с одной и той же меркой.

«Наша страна огромна, и у каждого региона есть свои природные, экономические, экологические особенности, везде разная ситуация с человеческими ресурсами. В том и суть местного регионального управления, чтобы подбирать инструменты, наиболее подходящие для отдельных регионов, - считает заместитель директора Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Елена Косарева, давшая интервью корреспонденту Infox.Ru. - Прежде всего подобное стимулирование должно происходить в регионах, которые наиболее заинтересованы в развитии так называемого реального сектора экономики. Для Челябинской области и в принципе для Урала, где сугубо промышленная экономическая зона, важен такой акцент, а в других регионах может быть нужна профориентационная работа в иных сферах».

Государство должно планировать экономику на перспективу, прогнозируя по возможности ключевые направления в развитии. А школа прежде всего должна учить критическому мышлению и осознанному выбору. И одна из ключевых ролей в формировании личности ученика принадлежит учителю.

«Мы живем на технологическом сломе. Очень многих профессий, которые нам сегодня кажутся супернеобходимыми, через пять-десять лет просто не будет при такой скорости развития технологий. Через 10 лет производство может представлять совершенно другое поле, - отметила эксперт. - Я считаю, что профориентировать нужно просто в жизнь, а не только в профессию».

В Челябинской области это хорошо понимают и строят гибкую систему, в которой главная роль принадлежит человеку.

«Гораздо важнее сформировать навык, мотивацию на саморазвитие, определенную жизненную позицию, чем пытаться угадать потребность в кадрах через 15-20 лет, - уверен Борис Дубровский. - Последний мировой кризис многим напомнил, что надо жить в реальности, в реальном секторе экономики. Челябинская область должна стать зоной опережающего развития, причем за счет собственных ресурсов. И для достижения этой цели мы должны подготовить людей, которые будут нацелены на производство и созидание».

Реклама