ОЭЗ «Ульяновск-Восточный» продолжит развитие под руководством региональных властей
Управление особой экономической зоной «Ульяновск» переходит правительству региона. Соответствующее соглашение будет подписано в ближайший месяц.
Первые особые экономические зоны федеральные власти начали создавать в 2006 году. Сейчас их 34. ОЭЗ портового типа была открыта и в Ульяновской области, на территории, примыкающей к аэропорту «Ульяновск-Восточный».
Долгое время этот механизм считался драйвером экономики, спустя 10 лет он был признан неэффективным. Решение о передаче полномочий по управлению ОЭЗ регионам было принято в апреле в ходе совещания глав субъектов РФ с заместителем председателя правительства Дмитрием Козаком. До конца этого года около десятка зон могут быть закрыты, а остальные передадут регионам.
«У нас бытует такая распространенная болезнь в стране. Считается, что если где-то что-то работает успешно, то достаточно применить этот опыт у нас, и тоже будет позитивный эффект. При этом мы не учимся опыту, как этот институт создавался, формировался, какие трудности приходилось преодолевать, как учитывались местные особенности, - пояснил корреспонденту Infox.Ru научный руководитель РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей. - Эта болезнь порождает некую легкость восприятия экономических процессов, что все само установится, отрегулируется. И главная причина неудачи, мне кажется, чисто психологическая. Подразумевалось, что если мы создадим свободную зону, то у нас все само наладится. Все равно что думать - а давайте создадим рынок, и у нас будет как в Америке. Результат все знают».
Унификация подходов себя не оправдала
Как отметил ученый, проводимая сегодня региональная политика не везде способствует укреплению экономического единства, скорее наоборот. У регионов разная история, разные условия. Необходимо применять различные комбинации управленческих инструментов.
«На Камчатке одни условия, в Калужской области - совершенно другие. Но если вы их поставите в одинаковые условия, как это сейчас происходит в рамках действующей региональной политики, у нас получится различный экономический результат», - отметил Сергей Валентей.
Так же получилось и с особыми экономическими зонами. Есть регионы определенного уровня развития, в экономику которых вписались существующие ОЭЗ, а для других субъектов они стали дополнительным бременем.
«ОЭЗ были признаны неэффективными в том виде, в каком они существуют. Теперь рискуем получить второй проект, тоже неэффективный, - заявил научный руководитель РЭУ им. Плеханова. - Если не просчитано выпадение доходов или дополнительное обременение в скрытой форме, результат скорее всего будет негативный. Но есть регионы, которые, все просчитали, и у них будет все хорошо».
Ульяновской ОЭЗ – быть!
К числу регионов, которые готовы принять на себя ответственность за проект, относится и Ульяновская область. Планы дальнейшего развития ПОЭЗ уже одобрены Министерством экономического развития России.
«Безусловно, территории развития должны проходить «фильтр» контроля эффективности. Поэтому решение о передаче Ульяновской области полномочий по управлению ОЭЗ я считаю абсолютно правильным», - заявил врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов.
Теперь ответственность за реализацию инфраструктурных проектов, поиск новых резидентов и исполнение обязательств полностью ложится на региональное правительство. До 2018 года в ОЭЗ должны вступить не менее 17 компаний и с общим объемом инвестиций 6,9 млрд рублей.
«Учитывая колоссальный опыт главы Ульяновской области и его команды в сфере привлечения инвестиций, можно быть уверенным в достижении этих показателей», - уверен директор АО «ПОЭЗ «Ульяновск» Денис Барышников.
«ПОЭЗ в Ульяновске вмонтирована в экономическую ткань региона»
За последние десять лет Ульяновская область достигла лидерства в привлечении инвестиций, создании новых предприятий и организации кластеров. Только до конца осени в эксплуатацию будет введено четыре новых производства и начнется строительство еще восьми. Высокую устойчивость региона отмечает фонд «Петербургская политика», высшие оценки управляемости и антикоррупционной успешности региона дает «DoingBusiness». В регион приходят как российские, так и иностранные, в том числе европейские бизнесмены.
«Ясно, что в Ульяновской области ОЭЗ органически вмонтирована в экономическую ткань региона, и ему это выгодно», - отметил Сергей Валентей.
Особая экономическая зона функционирует на территории, примыкающей к аэропорту «Ульяновск-Восточный». Это единственная в России ОЭЗ аэропортового типа. На ее территории действует режим свободной таможенной зоны, позволяющий ввозить товары из-за рубежа без пошлин, НДС и акцизов. Инвесторы получают различные налоговые льготы и преференции, а вся необходимая структура – дороги, электросети, газопровод, водопровод, канализация – строится за счет государства. Бюджет оплачивает технологическое подключение к сетям. Глава Ульяновской области Сергей Морозов уверен, что окупить вложения удастся в течение пяти лет.
Создание инфраструктуры первого пускового комплекса практически завершено, ведется проектирование объектов второго пускового комплекса.
Финансирование ведется за счет средств федерального и регионального бюджетов – 30 и 70 процентов соответственно. Государство вложило в инфраструктуру около двух миллиардов рублей.
Почти все для авиации в одной зоне
Резидентами ПОЭЗ уже стали одиннадцать компаний. Половина имеет самое прямое отношение к авиационной отрасли. Уже заработал логистический центр резидента «Т1» для осуществления поставок авиационных запасных частей, а также хранения товаров резидентов ОЭЗ. На следующем этапе планируется возвести ангарный комплекс для осуществления базового технического обслуживания воздушных судов – первый и самый современный в стране комплекс для одновременного обслуживания до трех широкофюзеляжных лайнеров типа Boeing-747 и 777, или до 10-12 машин типа Boeing-737.
В середине сентября другой резидент ОЭЗ «ПРОМТЕХ-Ульяновск» начнет производить бортовые кабельные сети летательных аппаратов. Уже заканчивается подготовка помещений.
«Показательно, что из окон нашего здания можно наблюдать за испытательными полетами ИЛ-76 с нашим оборудованием», - отметил генеральный директор АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск» Олег Сиянчев.
Также на территории ПОЭЗ разместятся предприятия по техническому обслуживанию и ремонту широкофюзеляжных и рамповых воздушных судов, авиационных приборов, аэропортовой и аэродромной техники и центр по поставке авиационно-технического имущества и комплектов бортового аварийного кислородного оборудования.
«ОЭЗ «Ульяновск-Восточный» вполне конкурентоспособна»
Несмотря на то, что особая экономическая зона в Ульяновске расположена вблизи аэропорта, никто не собирается ограничивать деятельность компаний «авиационным» направлением. Уже одобрены проекты заводов по выпуску мебели и предметов интерьера и светодиодных изделий. Будет создан логистический центр по складскому хранению и обработке паллетизированных грузов. Инвесторы из КНР планируют организовать в особой экономической зоне Ульяновска центр дистрибуции китайских товаров.
Готовится площадка для деятельности небольших компаний. В первом квартале будущего года будет сдан в эксплуатацию четырехэтажный индустриальный парк, в котором могут быть размещены до 20 компаний.
«Позитивный опыт, накопленный такими регионами-лидерами, как Ульяновская область, в части привлечения инвесторов, будет крайне полезен в случае дальнейшего функционирования особых экономических зон под курированием региона и при формировании каких-либо иных форм поддержки инвесторов, предпринимателей со стороны региональных органов власти, - подчеркнул в интервью корреспонденту Infox.Ru завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов. - Ведь помимо ОЭЗ сейчас создаются и территории опережающего социально-экономического развития, и многочисленные индустриальные парки, другие формы поддержки, которые могут быть интересны инвесторам».
Успешный опыт развития таких институтов в Ульяновской области есть. Индустриальный парк «Заволжье» стал региональной площадкой с высокой эффективностью, там развиваются станкостроительный и автокомпонентный кластеры. На каждый рубль, вложенный государством в строительство инфраструктуры, приходится 22,8 рублей частных инвестиций и 8 рублей налоговых поступлений в региональный бюджет. На предприятиях, расположенных в «Заволжье», работают около трех тысяч жителей области.
«Мы рассчитываем, что и особая экономическая зона «Ульяновск», расположенная в районе аэропорта Ульяновск-Восточный» будет также эффективна. Она вполне конкурентоспособна», - заверил врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов.