Похитители спрашивали сына замглавы «Роснефти» про Абрамовича
Гагаринский суд Москвы приговорил к длительным тюремным срокам и штрафу в 1 млн руб. участников похищения 17-летнего сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского, который провел в плену почти два месяца. По версии следствия, заказчиком похищения был убитый весной этого года идеолог боевиков Саид Бурятский – деньги нужны были ему для финансирования НВФ. Впрочем, выкуп за заложника похитители так и не получили.
Гагаринский суд Москвы приговорил к срокам 14 и 6 лет тюрьмы двух соучастников похищения сына вице-президента компании «Роснефть» Михаила Ставского, который провел в плену у ингушских боевиков два месяца.
Адвокаты Горчханова и Датаевой заявили о намерении обжаловать приговор, сообщает корреспондент Infox.ru из зала суда.
Рассмотрение дела по существу длилось с 22 июня. Последнее заседание продолжалось около двух часов. Как только подсудимых ввели в зал, фотокорреспонденты прильнули к клетке. Магомед Горчханов закрывался файлом с бумагами, а Датаева улыбалась объективам. «Надеюсь, хорошо выйду?» -- бросила она журналистам. В конце зала сидела ее мать. Пожилая женщина приехала на заседание из Чечни. Как только ее дочь ввели в наручниках и заперли в клетке, женщина тихо заплакала.
Освобожденный студент Михаил Ставский-младший не пришел ни на приговор, ни на одно из других заседаний -- он находится за границей. В суде вместе с охранником присутствовал его отец, вице-президент НК "Роснефть" Михаил Ставский.
«Суд признал Зарему Датаеву и Магомеда Горчханова виновными в похищении несовершеннолетнего, совершенного организованной группой», -- читала приговор судья Любовь Звягина.
Со второй попытки
Первую и неудачную попытку похищения преступники предприняли 24 февраля 2009 года. Похитители на автомобилях BMW и ВАЗ-2193 приехали к Институту нефти и газа им. Губкина, где учится Михаил Ставский. Горчханов должен был предупредить похитителей о возможной опасности, а бывший милиционер Андрей Карпов -- затащить студента в автомобиль. Когда Ставский вместе с одногруппником проходил мимо BMW, Карпов набросился на него сзади и ударил, но Михаилу удалось вырваться.
В тот же день о попытке похищения заявили в милицию. Однако похитители написали Ставскому на его странице в сети «В контакте», что причиной нападения был якобы конфликт с его знакомым, и в семье Ставских приняли эту версию. «Передай своему черному дружку, чтобы в следующий был повежливее», -- писал неизвестный.
Однако уже 13 апреля 2009 года преступники провели вторую, на этот раз успешную операцию. Студента вновь подкараулили у института -- к Ставскому подъехал автомобиль BMW, из которого выскочили четыре человека. Один из похитителей несколько раз ударил юношу по голове, второго студента они оттолкнули и скрылись. В суде стало известно, что накануне похищения милицейский наряд останавливал Виталия Чернобровкина, однако ничего подозрительного милиционеры не обнаружили. Сразу после похищения BMW попал в ДТП на Никулинской улице, у машины отвалился бампер. Похитители скрылись с места происшествия. Затем они надели на голову Ставскому черную шапку и перевели его в другой автомобиль «ВАЗ».
Спрашивали про Абрамовича и Березовского
Сначала Михаила Ставского удерживали в одном из домов в Алабине (Наро-Фоминский район Подмосковья), его приковывали наручниками к батарее, но не избивали и регулярно кормили. Еду для заложника готовила Зарема Датаева. Однажды Ставский увидел на наклейке привезенной еды адрес магазина на Ленинском проспекте. Затем пленника перевезли в багажнике машины в Апрелевку.
Похитители, по словам заложника, также спрашивали у него, где его отец и мать. Он отвечал, что в командировке. Преступники интересовались, знакома ли его семья с Абрамовичем и Березовским. На очной ставке Ставский опознал подозреваемых в похищении, что касается Датаевой – он помнит, как в доме произносили нерусское женское имя.
Как рассказал следователям отец Ставского, случившееся было шоком для его сына. «Я даже некоторое время не спрашивал его о том, что произошло, -- говорил следователям Михаил Ставский-старший. -- Он мне сказал, что он каждый день боялся, что его убьют».
Михаил Ставский провел в плену почти два месяца, а 18 июня во время штурма квартиры на Ленинском проспекте, где находилась Зарема Датаева, ее муж Виталий Чернобровкин примерно в 4 утра отпустил пленника, высадив Ставского-младшего неподалеку от деревни Софьино на 49-м км Киевского шоссе.
«Мы тебя не били, -- сказал один из похитителей Ставскому. -- Скажи, пусть отпустят женщину».
За два часа штурма Датаева успела предупредить сообщников об облаве, однако избежать ареста ей самой не удалось. При обыске в ее квартире обнаружили студенческий билет и паспорт Михаила Ставского. Однако Датаева утверждает, что никогда не видела заложника и ничего о похищении не знает. Ее адвокаты говорят, что во время штурма она спасла жизнь молодому человеку, успев сообщить об обыске своему гражданскому мужу Виталию Чернобровкину, который удерживал заложника в Подмосковье.
По словам адвоката Магомеда Горчханова, тот действительно участвовал в похищении Ставского, но затем не принимал участия в удержании заложника на тайных квартирах. Со слов судьи Звягиной, Магомед Горчханов признал свою вину и извинился перед семьей Михаила Ставского. У него в августе этого года родился ребенок, и он почувствовал, каково было родителям похищенного студента.
Вынесенный приговор однако не устроил защитников подсудимых. Адвокаты заявили, что намерены обжаловать решение суда. «Наказание крайне несправедливое, -- сказал Infox.ru адвокат Магомеда Горчханова Михаил Карапетян. – Мы надеялись на меньший срок». Адвокат Датаевой также считает, что точку в деле ставить рано. «Никаких объективных доказательств вины моей подзащитной нет, только биллинги», -- сказала адвокат Анна Бюхчиева. По ее словам, защита надеялась на оправдательный приговор для женщины.
Михаил Ставский-старший после оглашения приговора сразу же уехал, никак не прокомментировав решение суда.