Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Захват Arctic Sea организовал эстонец Эрик Кросс

В Мосгорсуде стали известны новые подробности таинственного захвата сухогруза Arctic Sea в Балтийском море. По словам одного из подсудимых Дмитрия Савина, операцию организовал гражданин Эстонии, руководитель спецслужб Эрик Кросс, целью которого было получение выкупа. Обвинение потребовало для участника захвата девять лет колонии строгого режима.

Мосгорсуд в пятницу приговорил к семи годам строгого режима уроженца Таллина Дмитрия Савина (сейчас не имеет гражданства), обвиняемого в захвате сухогруза Arctic Sea. Подсудимый признал свою вину.

Представитель гособвинения требовал для подсудимого наказания в виде девяти лет колонии строгого режима. Адвокаты просили назначить ему условный срок.

Как сообщает СКП России, Савин признан виновным по ч. 3 ст. 227 УК РФ (пиратство) и приговорен к 7 годам колонии строгого режима.

В суде выяснилось, что заказчиком операции по захвату сухогруза был гражданин Эстонии Эрик-Нийлес Кросс. Латвийский адвокат Савина отметил в суде, что Эрик Кросс был сотрудником эстонских спецслужб. По словам самого Савина, он познакомился с Кроссом несколько лет назад по работе в одной из коммерческих фирм в Таллине, и Кросс действительно был руководителем эстонских спецлужб, каких именно -- Савин не уточнил.

Эрик КроссВ Таллине отрицают причастность бывшего сотрудника эстонских спецслужб Эрика Кросса к захвату Arctic Sea. В 1990-х Кросс возглавлял разведывательное информбюро, а сейчас является видным общественным деятелем. Он отрицает всякую причастность к пиратству и считает это «местью России» за его консультации Грузии по вступлению в НАТО.

По сомалийскому сценарию

В суде были озвучены показания Савина, которые легли в основу материалов дела. Из них следовало, что в августе 2008 года к нему обратился предприниматель Эрик Кросс и предложил организовать захват судна по сомалийскому сценарию, но на территории Европы. Первоначально планировалось, что пираты захватят судно в Атлантическом океане рядом с Гибралтарским проливом. За это Кросс, испытывавший материальные затруднения в связи с экономическим кризисом, предложил Савину вознаграждение в размере €100 тыс. Савин должен был собрать команду и обучить сообщников, а те в свою очередь должны были получить вознаграждение в размере €5-10 тыс.

Савин согласился, но позже отказался от замысла -- в Атлантическом океане сильные волны не позволили бы пиратам совершить захват. Через некоторое время Кросс перезвонил и предложил осуществить захват в Балтийском море.

Пираты купили шлюпку во Франции, перевезли ее в Латвию, а тренировки и обучение проводили в пригороде Таллина. Кандидатов для участия в захвате предлагал Кросс, Дмитрий Савин утверждал кандидатуры. Кроме того, Савин привлек к делу двух своих знакомых, гражданина Израиля Алексея Керцгура и еще одного выходца из СССР, проживающего в Латвии Дмитрия Савченко, который хорошо разбирался в обеспечении безопасности морских судов. Последние двое не принимали участие в захвате, а помогали координировать действия захватчиков на территории Европы.

Все участники захвата не только отрабатывали приемы рукопашного боя, но и закупали оружие -- охотничьи ружья они приобрели в эстонских деревнях у местных жителей, а в Рижском заливе тренировались на лодках, отрабатывая схему абордажа. У всех членов захвата были позывные -- Альфа, Боцман, Папа, Элвис, Леший и т.п. -- в ходе подготовки и дальнейшей операции они никогда не называли друг друга по именам.

Захват

Летом 2009 года группа была подготовлена, и пираты совершили на территории Латвии пробный выход в Балтийское море. Затем, 24 июля, они подошли к судну Arctic Sea, на борту которого находились 15 россиян. Этот сухогруз, перевозивший партию древесины из Финляндии в Алжир, выбрал Эрик Кросс, утверждает Дмитрий Савин.

Некоторое время пираты на шлюпке следовали за сухогрузом. Осмотревшись, пираты пошли на абордаж, однако с помощью альпинистского снаряжения захватить судно не удалось, тогда пираты залезли на судно без помощи дополнительных средств, утопив при этом ящик с прицелами от охотничьих обрезов.

Первым на их пути встретился помощник капитана. Его быстро нейтрализовали, после чего по очереди пираты били и связывали остальных членов экипажа. По словам Савина, убивать никого из членов команды пираты не планировали. Специально для этого они использовали в ружьях травматические патроны. Как говорится в материалах дела, некоторые из моряков не могли оказать сопротивления захватчикам, поскольку находились в нетрезвом состоянии. Савин отметил, что лишь один из моряков сопротивлялся яростнее остальных, поэтому его пришлось сильно избить. После того как команду связали, одному из моряков удалось высвободиться из веревок при помощи инструмента, но его быстро поймали и снова связали. Экипаж рассадили по каютам так, чтобы они не могли общаться друг с другом.

Провал

В какой-то момент Савин обнаружил, что из каюты, где находился капитан, ведутся переговоры. Тогда капитана Arctic Sea вывели на палубу, и он трижды выстрелил в его сторону из своего вальтера (позднее при штурме пираты вырезали из палубных досок места со следами от выстрелов и выкинули за борт).

Савин связывался с компанией-судовладельцем, требуя выкуп за экипаж и сухогруз в размере €1,5 млн, однако владелец судна Виктор Матвеев заявил, что у него таких денег нет, и переадресовал захватчиков в компанию «Ренессанс» в Москве. В страховой компании Савину заявили, что такими вопросами не занимаются.

После этого Савин связался с Эриком Кроссом и сообщил о провале плана, поскольку капитан доложил о захвате шведской полиции, а судовладелец отказывается платить выкуп. На это Кросс ответил, что операция будет прекращена, а сообщников вскоре заберет польский катер. Но план не сработал. После этого Кросс снова обещал вызволить захватчиков, но судно продолжало движение.

Запасы топлива, по словам Савина, не позволяли пиратам покинуть судно на шлюпке. Всем на борту стало ясно, что операция провалилась. Тогда Савин подключил к делу Алексея Керцгура и Дмитрия Савченко. Те предложили им перебраться на яхту в Кабо-Верде в районе островов Зеленого мыса. Следуя по Средиземному морю, Савин и его экипаж поменяли опознавательные знаки на борту сухогруза. Так, самолет португальских ВВС зафиксировал подозрительное судно в районе Гибралтара и вышел на связь. Савин представился членом кубинского экипажа, их сухогруз частично сломан и плывет из Стокгольма в Гавану. После этого сухогруз вышел в Атлантический океан.

Пираты прослушивали эфир и поэтому знали, что ведутся активные поиски сухогруза. Поэтому они еще раз изменили маскировку, продолжая следовать в Атлантическом океане под видом северокорейского судна. Но когда судно подошло к островам Зеленого мыса, никакой яхты пираты не обнаружили. В это же время туда прибыл корабль ВМС РФ «Ладный», который вместе с силами НАТО выследил Arctic Sea в районе островов в экваториальной части Атлантического океана.

По словам Савина, после недолгих переговоров пираты решили сдаться. Впервые за все время они сняли маски, утопили все оружие и средства связи, а утром 17 августа покинули сухогруз. Экипаж был освобожден. По словам Савина, с российскими моряками пираты обращались хорошо, иногда давали спиртное и мороженое.

Судебный процесс

«Вид из окна у экипажа был гораздо лучше, чем у меня сейчас», -- заметил Дмитрий Савин в суде.

Напомним, что 7 мая в Мосгорсуде прошел первый судебный процесс над одним из восьми фигурантов дела о захвате сухогруза. Гражданин России Андрей Лунев был приговорен к пяти годам колонии строгого режима, он был признан виновным по ч. 3 ст. 227 УК РФ (пиратство). Помимо Лунева и Савина перед судом вскоре предстанут гражданин Эстонии Евгений Миронов, россиянин Дмитрий Бартенев, гражданин Латвии Виталий Лепин, а также лица без гражданства Алексей Булеев, Игорь Борисов и Алексей Андрюшин. Всем им инкриминируют пиратство.

Свою причастность к прибалтийским спецслужбам Савин отрицает. Ранее в СМИ высказывались предположения о том, что на судне был контрабандный груз наркотиков или оружия, в частности, звучала версия о возможной перевозке зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран. По этой версии, израильские спецслужбы под видом пиратов якобы пошли на перехват, чтобы предотвратить доставку комплексов.

В конце апреля 2010 года полиция безопасности Латвии сообщила, что подозревает латвийца Сергея Д. (возможно, имеется в виду Сергей Демченко) и гражданина Израиля Алексея Керцгура в соучастии в захвате судна. Керцгур был арестован заочно и объявлен в международный розыск. Следственный комитет при прокуратуре России также ведет расследование в отношении этих граждан.

Полная версия