Москва
20 ноября ‘24
Среда

«Они считали себя выдающимися людьми»

Infox.ru стали известны подробности расследования громкого дела о серии взрывов в Сочи, произошедших с апреля 2008 по февраль 2009 года. Вскоре перед судом предстанут бывший милиционер Илья Галкин и телережиссер Михаил Денисенко. В результате их действий погибли 14 человек, еще 20 получили ранения. Следователи рассказали подробности уникального дела, которое войдет в российские учебники по юриспруденции.

В Краснодарском крае переданы в суд материалы по делу Ильи Галкина и Михаила Денисенко. Бывший лейтенант ППС Сочинского УВД и режиссер телекомпании «Эфкате» обвиняются в убийствах и взрывах самодельных бомб. С апреля 2008 по февраль 2009 года Галкин и Денисенко произвели в городе девять взрывов. Поиск злоумышленников продолжался более года. Расследование громкого уголовного дела до сих пор хранилось в тайне. Infox.ru стали известны подробности следствия, которое будет включено в российские учебники для работников правоохранительных органов.

Подрывники ездили на «Волге»

Хроника взрывов3 апреля 2008 года первое СВУ мощностью около 50 г в тротиловом эквиваленте, замаскированное под портсигар (первоначально сообщалось, что речь идет о светошумовой гранате), Галкин и Денисенко установили на лавочке в парке имени Кирова в поселке Лазаревское.
На след подрывников, совершивших взрывы в Адлерском, Хостинском и Лазаревском районах Сочи, удалось выйти только спустя полгода после первого преступления, когда 10 ноября 2008 года во дворе одного из домов на крыше автомобиля взорвалась банка из-под энергетического напитка -- так называемая мина-ловушка. Камера уличного наблюдения зафиксировала автомобиль преступников. Правда, качество изображения оказалось плохим, и на видео был только силуэт автомобиля, номера оказались засвеченными. Следователи установили только модель машины – ГАЗ 31105.

«В районе взрыва есть гостиницы, они оборудованы камерами, которые охватывали различные секторы улиц. Все записи с восьми камер видеонаблюдения мы проанализировали и составили схему, по которой установили, что во двор дома въехал автомобиль «Волга», из него вышли два человека, осмотрелись, после этого вернулись к одной из припаркованной машин и установили на крыше взрывное устройство», -- рассказал в интервью Infox.ru следователь по особо важным делам СУ СКП РФ по Краснодарскому краю Сергей Мотузок, возглавлявший следственную группу по этому делу.

Для того чтобы установить цвет автомобиля, был назначен следственный эксперимент. К этой камере поочередно пригоняли «Волги» всех цветов, эксперимент проводился то же время суток, на том же расстоянии и в ту же погоду, чтобы оттенки машины на черно-белом изображении полностью совпали. После этого был направлен запрос на завод ГАЗ. Эксперты, проанализировав видеопленку, дали заключение по году выпуска автомобиля и его индивидуальным признакам: на «Волге» сигналы бокового поворота были расположены на зеркалах, а не на крыльях, были штатные заводские диски, молдинг и отсутствовала тонировка.

В правоохранительных базах Сочи оказалось свыше 800 автомобилей, подпадавших под заводское описание. Владельца каждой машины вызывали на допрос, а автомобили тщательно осматривали. В ходе этой работы, по словам следователей, широко использовались возможности полиграфа -- детектора лжи.

Именно через «отработку» машин следователи вышли на телережиссера сочинской компании «Эфкате» 25-летнего Михаила Денисенко, владельца подходящей под описание «Волги». А через Денисенко следователям удалось установить и главного организатора сочинских взрывов, 26-летнего милиционера Илью Галкина. Однако перед этим преступники неоднократно пытались пустить следствие по ложному следу.

Взрыв на стройке

Расправа над свидетелямиПогибшие от взрывов были не первыми жертвами милиционера Ильи Галкина.
Последний взрыв произошел 20 февраля 2009 года в Хостинском районе города Сочи. По словам следователей, в это время злоумышленники уже «почувствовали хвост» и пытались запутать следы, обвинив во взрывах сочинских строителей. Тогда на территории стройплощадки сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 400 граммов в тротиловом эквиваленте, замаскированное под электрический фонарь. В результате взрыва погиб дежурный электрик ООО «СК «КВАНТ», а сторож стройплощадки получил ранения. Бомба была спрятана в строительном вагончике, а рядом в пакетах преступники оставили алкогольные напитки, закуску и фрагменты взрывчатых веществ, аналогичных тем, которые были использованы при предыдущих взрывах, а также мобильный телефон.

«Этот взрыв был максимально направлен на то, чтобы сбить следствие с пути и настроить на ложную версию, -- рассказал Infox.ru Сергей Мотузок. -- Когда произошел взрыв, были найдены остатки взрывных устройств, которые использовались еще в 2008 году – портсигар, фляжка, взрывчатые вещества и средства маскировки. Скажем так, строительная площадка, на которой произошел взрыв, была представлена нам как база взрывников. Расчет был такой: через эту строительную площадку проходит очень много работников. Там базировались четыре строительные компании, которые чаще всего нанимали на работу приезжих из других регионов РФ либо из других стран -- они вахтовым методом приезжали, работали и уезжали. Преступники знали, что через территорию стройплощадки проходит большое количество иногородних рабочих, знали, что правоохранительные органы займутся отработкой этих граждан и завязнут. Мы провели работу и выяснили, что через эту стройплощадку за период, который нас интересует, прошло более пяти тысяч человек».

Сим-карта

Был и еще один ложный след. В памяти мобильного телефона, оставленного преступниками на месте последнего взрыва, обнаружили только четыре номера. Все они принадлежали сочинцам. Следователи установили принадлежность каждого из номеров и допросили людей, которым они принадлежали. Один из опрошенных вызвал серьезные подозрения. У мужчины был точно такой же автомобиль, который искала следственная группа, на его номер приходили звонки и sms-сообщения странного содержания.

«Мы ему обрисовали ситуацию. Он говорит: «Да, претензии ко мне с вашей стороны обоснованные, можно сделать вывод, что я причастен, но я никого не взрывал», -- рассказал Сергей Мотузок.

Как оказалось, милиционер патрульной службы Илья Галкин незадолго до последнего взрыва приметил на улице «Волгу», похожую на машину своего сообщника, и, чтобы отвести подозрения от Михаила Денисенко, попытался скомпрометировать владельца этого автомобиля. Он узнал номер телефона водителя, сделал звонок и сказал, что ошибся, а позже выслал на этот номер sms-сообщение.

В салоне сотовой связи следователи изъяли договор, подтверждающий оформление сим-карты, использованной в телефоне на месте последнего взрыва. Он был составлен на вымышленное имя, однако у следователей появился почерк потенциального преступника.

«Когда у нас на руках оказался договор по сотовому телефону с его почерком, мы изъяли все рукописные документы строителей, которые работали на стройплощадке, мы провели почерковедческие исследования. В общей сложности проверяли две тысячи документов по совпадению почерка -- это были заявления рабочих стройплощадки на отпуск, о принятии на работу и так далее. Но результатов эта колоссальная работа не принесла. Зато уже после задержания мы проверили почерк Галкина и получили стопроцентное совпадение», -- отметил следователь.

Допросили всех отдыхающих

Помимо изучения почерка предполагаемых взрывников и вычисления их автомобиля экспертные службы исследовали мельчайшие фрагменты взрывных устройств. После каждого взрыва проводились дактилоскопические, генетические, химические и взрывотехнические исследования. Были допрошены сотни человек.

«11 июня произошел взрыв в поселке Лазаревское -- прохожий подобрал на улице заминированную фляжку. Взрыв был очень рано, в 3.30 утра. Очевидцев как таковых нет. Чтобы установить хоть какие-то детали, допросили 300 человек, жителей ближайших высотных домов. Из этих людей один человек действительно видел, как пострадавший шел, как он эту фляжку подобрал. Таким образом, мы установили точное место закладки. Но, чтобы допросить этого человека, необходимо было провести огромное количество допросов, -- рассказал Infox.ru Сергей Мотузок. -- Работа проводилась очень большая. Допустим, следствие выходит на этап отработки отдыхающих. Сочи – это курорт. Представляете, какую необходимо провести работу по исследованию железнодорожного, авиационного передвижения лиц, чтобы вычленить только ту группу людей, которая в этот период приезжала в город Сочи, находилась здесь в период взрыва и после взрыва уезжала? Это глобальная работа. После этого необходимо было связаться с нашими коллегами из тех регионов страны, чтобы они там провели допросы туристов и выяснили, что они могли видеть».

Трудности в школе

Сложность расследования заключалась и в неясном мотиве преступлений. В данном случае все взрывы были направлены на неопределенный, неконкретизированный круг лиц. Взрывные устройства оставлялись в разных местах -- парках или небольших улицах. Жертвой взрыва мог стать любой человек.

В апреле прошлого года, после изучения всех возможных версий и данных экспертиз, следователи остановились на личности Михаила Денисенко. За ним велось наблюдение. Вскоре следователям помогла оплошность -- милиционер Илья Галкин решил вывезти и сбросить остатки взрывных устройств в реку. Так оперативники задержали подозреваемых.

Оба подозреваемых признаны вменяемыми. Следствие пришло к выводу, что их мотивом стало самоутверждение перед обществом за счет взрывов. Илья Галкин и Михаил Денисенко знакомы с 12 лет. После задержания телережиссер признался в совершении взрывов. Илья Галкин признал вину частично, сейчас он молчит на допросах.

«Они считали себя выдающимися, неординарными людьми, которых общество в должной степени не оценивает, а они такие вот уникальные. Хотели отомстить обществу, которое так к ним отнеслось, противопоставить себя общественному порядку, принципам жизни в обществе, -- рассказал Сергей Мотузок. -- У каждого из них были определенные этапы в жизни, которые повлекли эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, могли развиться в подобные преступные наклонности. Галкин Илья Ильич имел определенные проблемы в учебных заведениях, со своим общественным положением среди ребят-сверстников. То же можно сказать и про Михаила Денисенко. Оба были склонны к агрессии. Например, уже с детства они неадекватно относились к домашним животным. Могли замучить беспричинно котенка или собаку».

Сразу после учебы в школе Илья Галкин решил стать милиционером -- он закончил школу милиции, после чего ушел в управление уголовного розыска, затем работал в ДПС, а оттуда устроился в патрульно-постовую службу Сочи.

Кустарные бомбы

Если Илья Галкин занимался производством взрывчатки, то Михаил Денисенко, как установило следствие, собирал электроцепи в бомбах. Все взрывные устройства имели электродетонаторы. В отличие от Галкина Денисенко обладал навыками работы с электроникой и радиотехникой. Это была его сфера деятельности, он учился по соответствующей специальности, а затем занимался мелким ремонтом электронной техники, еще до работы выпускающим режиссером в сочинской телекомпании.

«При подготовке бомб использовалась сложная электроцепь, она состоит из предохранителя, элементов питания, различных проводов, скруток. И много всего другого. Такая электроцепь требует определенных навыков. Человек, который не обладает специальными навыками, ее не соберет», -- добавил Сергей Мотузок.

Все взрывчатые вещества, которые легли в основу мин-ловушек, как установили эксперты, собирались в домашних условиях. При обыске у Галкина дома была обнаружена химическая лаборатория, в которой следователи нашли приготовленные взрывчатые вещества, а также компоненты, находящиеся в процессе синтеза.

Илья Галкин приобретал необходимые препараты в обычной розничной сети. Химические реагенты были в свободной продаже. Из них и собирались бомбы. Злоумышленники использовали несколько типов химических веществ, а «рецепты» бомб нашли в интернете.

«Тут им помог интернет. Оказалось, там есть все, что необходимо. Интернет, собственная настойчивость, нездоровая тяга и любопытство. Мы изъяли все их электронные носители информации, провели экспертные исследования и установили файлы, которые они использовали, с каких интернет-ресурсов они были скачаны. Файлы содержали подробные инструкции с описанием и синтеза взрывных веществ, и методов сбора самодельных взрывных устройств, а также тактики их установки и действия. Как оказалось, все было в свободном доступе», -- рассказал Сергей Мотузок.

Злоумышленники часто использовали мины-ловушки, замаскированные под предмет бытового обихода: портсигар, сувенирная фляжка, уличный фонарь, борсетка, алюминиевая банка из-под напитка. Мина срабатывала в момент воздействия.

«Принцип срабатывания был установлен либо на открытие, либо на активацию, либо на перемещение. Допустим, человек находит предмет, после чего его вполне естественное желание – осмотреть бомбу. Нажимая на кнопку открытия портсигара, происходит взрыв. То же самое с фляжкой. Стремясь удовлетворить любопытство, предпринимает попытку открыть фляжку, и происходил взрыв», -- рассказал Сергей Мотузок.

В отличие от этих бомб были еще два крупных взрывных устройства, взорванные в многоэтажном жилом доме на улице Лесной в Сочи в июле и на пляже в Лоо в августе 2008 года. Тогда бомбы были основаны на часовом механизме. Мощность одного из этих устройств составляла до 50 кг тротила. В результате обоих взрывов были погибшие и более десятка раненых.

Судебный процесс над сочинцами, обвиняемыми по восьми статьям Уголовного кодекса, начнется в краевом суде, как ожидается, уже в начале июня и может затянуться до конца года. Только база доказательств по уголовному делу составляет 112 томов. Поскольку в деле не фигурирует статья «Терроризм», подсудимые вполне могут просить рассмотреть дело с участием присяжных. Однако пока адвокаты не заявляли таких намерений.

Полная версия