Москва
3 января ‘25
Пятница

Пилотам польского Ту-154 дали неверную метеосводку

Пилоты Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским вылетели из Варшавы в Смоленск с неверной метеосводкой. Погодные условия к моменту их вылета уже были невозможными для посадки в Смоленске, однако об этом летчики узнали только в небе над Белоруссией от местных диспетчеров. Комиссия МАК, по неофициальным данным, уже завершила отчет о причинах катастрофы. Критическая ситуация возникла на Ту-154 за 15 секунд, в течение которых самолет резко снизился сразу на 60 м.

Польские военные метеорологи не предоставили президентскому борту своевременную информацию об ухудшении погодных условий на аэродроме в Смоленске. Об этом сообщает польская газета Rzeczpospolita со ссылкой на свои источники.

Телеграмму от польских метеорологов экипаж Ту-154 получил еще до вылета. По данным источника газеты, в этой метеосводке были устаревшие данные на 5.00 утра по местному времени (07.00 мск) о благоприятных метеоусловиях в районе аэродрома.

Однако после того, как Лех Качиньский вылетел в Смоленск, гидрометцентр ВВС Польши получил от российского Гидрометцентра информацию об ухудшении видимости в Смоленске до 500 м, в таких условиях посадка на аэродроме Северный была запрещена (минимальная разрешенная видимость составляет 1 тыс. м).

Новая информация поступила к польским метеорологам только в 8.25 по местному времени (10.25 мск), когда самолет с Лехом Качиньским уже подлетал к Смоленску. Польские диспетчеры не передали эти сведения экипажу Ту-154, поскольку это не было установлено правилами -- самолет уже летел в зоне обслуживания российских диспетчеров.

Тем не менее у пилотов были сведения о сложных метеоусловиях -- белорусские диспетчеры, по данным Гидрометцентра Белоруссии, передавали экипажу Ту-154 информацию об ухудшении видимости в районе Смоленска до 500 м. Кроме того, приземлившийся в Смоленске за час до катастрофы польский экипаж Як-40 предупредил летевший следом президентский борт об ухудшении условий.

Наконец, за десять минут до катастрофы информацию о видимости в 400 м экипажу передавали военные диспетчеры аэродрома Северный.

Туман продолжал сгущаться. По словам очевидцев, в момент катастрофы в 10.41 мск в субботу, 10 апреля, видимость в районе аэродрома составляла от 150 до 400 м. Густой туман рассеялся только через два часа после крушения Ту-154.

Доклад готов

Польский телеканал TVN24 сообщает, что техническая комиссия МАК завершила подготовку отчета о причинах катастрофы польского самолета. В среду на встречу с Юрием Чайкой и Александром Бастрыкиным из Варшавы в Москву должны прибыть генпрокурор Польши Анджей Шеремет, главный военный прокурор Кшиштоф Парульский и руководитель департамента международного сотрудничества Генпрокуратуры Польши Кшиштоф Карзински. Ожидается, что в среду или в четверг они обнародуют выводы специалистов МАК, если получат согласие российской прокуратуры.

Однако официальный представитель Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов не смог подтвердить Infox.ru данные о завершении работ над докладом о причинах катастрофы Ту-154. По его словам, специалисты продолжают работу над отчетом.

Как говорится в официальном заявлении МАК, сейчас специалисты заканчивают расшифровку записи разговоров членов экипажа в кабине, успешно устранив с магнитной ленты посторонний шум. Польская сторона предоставила материалы о профессиональной подготовке экипажа и организации летной работы в 36-м авиаполку ВВС Польши.

Как отметили в МАК, после изучения параметрических самописцев выяснилось, что замечаний по работе техники в полете не было. Кроме того, представители МАК и польские эксперты уехали в США для исследований сохранившихся системы раннего предупреждения близости земли (TAWS) и бортовой навигационной системы (GNSS) самолета Ту-154М № 101 на предприятиях-изготовителях.

В Москве тем временем опрашивают экипаж самолета Як-40, успешно совершившего посадку в Смоленске, и командира эскадрильи президентских летчиков. В Смоленске оцениваются радиотехническое и светосигнальное оборудование аэродрома -- польские СМИ выдвигают версии, что три ряда огней подхода вблизи аэродрома могли быть неисправны в момент катастрофы.

Напомним, что прокуратура Польши рассматривает пять возможных версий происшедшего: ошибка пилота, техническая неисправность, погодные условия, теракт, работа наземных служб.

Аэродром Смоленска не оборудован курсо-глиссадной системой. Однако пилоты получали информацию не только от диспетчеров, в кабине были установлены четыре высотомера -- три барометрических и один радиовысотомер, экипаж также ориентировался на ближний и дальний маяки. В Смоленске дальний маяк был установлен на расстоянии 6 км, ближний -- на расстоянии 1 км от начала взлетно-посадочной полосы.

Диспетчер аэродрома, по словам замглавы ВВС России Александра Алешина, сообщал пилотам об отклонении ниже глиссады и необходимости сохранять горизонтальное положение, однако пилоты продолжали снижение. В это время второй пилот должен был рассчитывать местонахождение самолета относительно двух маяков, установленных на оси взлетно-посадочной полосы.

Самолет погубили 15 секунд

Согласно официальной информации, самолет заходил на посадку с отклонением от глиссады на 45 м. По данным польских СМИ, заход на посадку начался в 2 км от взлетно-посадочной полосы, самолет снизился до 100 м -- это предельный минимум высоты, необходимый для принятия решения совершать посадку или уходить на второй круг.

Согласно данным, полученным телеканалом TVN24, еще за 30 секунд до катастрофы самолет сохранял предельно малую высоту принятия решения 100 м. Однако за последующие 15 секунд лайнер резко снизился сразу на 60-70 м. В этот момент на борту работала система EGPWS, предупреждающая об опасном сближении с землей. Что побудило пилотов идти на резкое снижение, пока остается неясным.

На высоте 8 м от земли самолет левым крылом зацепил дерево, в этот момент лайнер находился на удалении 1050 м от взлетно-посадочной полосы. По словам опрошенных Infox.ru авиаэкспертов, в таких условиях авиакатастрофа была неизбежна.

Полная версия