В Мосгорсуде с беспрецедентными мерами безопасности начался судебный процесс над одной из самых жестоких банд неонацистов во главе с Владиславом Тамамшевым и Львом Молотковым. Всего на скамье подсудимых 13 человек, в том числе одна девушка. Лидера банды Влада Тамамшева, который обвиняется в девяти убийствах, адвокаты считают невменяемым. За два года члены группировки убили 27 человек, организовали серию взрывов в Подмосковье, а также ранили трех сотрудников ФСБ.
Выездная коллегия Московского окружного военного суда начала в Мосгорсуде предварительные слушания по делу банды неонацистов, обвиняемой в серии убийств и организации взрывов.
Рядом с территорией Мосгорсуда, где проходят предварительные слушания, дежурит автобус с ОМОНом. В самом здании работают кинологи и наряды милиционеров.
На скамье подсудимых 13 членов группировки, в том числе один дезертир, поэтому слушания проводит военный суд. Главные фигуранты дела -- 28-летний житель Сергиева Посада Лев Молотков, а также Владислав Тамамшев. Среди обвиняемых есть одна девушка, Василиса Ковалева, которую сотрудники уголовного розыска нашли в Молдавии и экстрадировали в Москву.
Всем подсудимым вменяется в вину несколько десятков убийств, покушение на терроризм, создание экстремистского сообщества и участие в нем, а также разжигание межнациональной розни.
Адвокат одного из подсудимых, Константина Никифоренко, сообщила корреспонденту Infox.ru, что защитники будут добиваться рассмотрения дела в закрытом режиме с участием присяжных.
Представитель МОВС Александр Минчановский добавил, что предварительные слушания по этому делу, скорее всего, продлятся несколько дней. На сегодняшнем заседании адвокаты потребовали отвода гособвинителя. Однако суд не удовлетворил это ходатайтство. Следующее заседание суда, на котором продолжатся предварительные слушания по делу, назначено на 5 мая.
«НСО--Север»
По данным следствия, все задержанные молодые люди входили в группировку «НСО--Север». Практически все участники банды совершали убийства -- подросткам инкриминируется 25 нападений.
Создателем «Национал-социалистического общества» (НСО) считается помощник одного из депутатов Госдумы Дмитрий Румянцев. В 2008 году в Москве НСО имело три ячейки численностью до 25 человек каждая. Такие же появились в восьми регионах России. Одну из групп возглавил Максим Базылев по прозвищу Адольф. Базылева арестовали в марте 2009 года, на его банковских счетах, по неофициальным данным, обнаружили 200 млн рублей. Однако вскоре после ареста он покончил с собой в камере СИЗО.
28-летний житель Сергиева Посада Лев Молотков возглавлял группу «НСО--Север», ставшую наиболее активной в расправах над приезжими. Молотков вступил в НСО в 2007 году. Сначала он отвечал за силовые акции и членские взносы (участники группы платили по 300 рублей в месяц). Деньги шли в партийную кассу для подготовки к выборам в Госдуму лидера НСО, сообщала ранее «Комсомольская правда».
Все члены созданной Молотковым бригады обязательно проходили «вступительный экзамен» -- убийство. Один из лидеров банды Влад Тамамшев обвиняется в девяти убийствах, он, в частности, признался в расправе над антифашистом Алексеем Крыловым. Скинхед лично нанес своей жертве 30 ударов ножом в шею и сердце. По словам участников расследования, после убийства Крылова он продолжал колоть жертву, пытаясь сломать об нее лезвие ножа.
Объектами нападений становились не только приезжие. На одном из допросов бывший участник группировки Константин Никифоренко рассказал, как они зарезали русского -- Максима Костикова, потому что он был «похож на чурку». Не щадили скинхеды и своих сторонников. Однажды молодые люди обнаружили у новичка, которого недавно приняли в банду, паспорт на чужое имя. Заподозрив его в предательстве, подростки отрезали соратнику голову и сняли происходящее на камеру.
Летом 2008 года большинство подозреваемых были задержаны в подмосковном поселке Подъячево. В операции против экстремистов участвовали сотрудники ОМОНа, ФСБ и ГУВД Москвы. Во время захвата Владислав Тамамшев успел несколько раз ударить ножом сотрудника ФСБ. Еще двое сотрудников спецслужб также получили ранения при задержании других участников банды.
Во время обысков у задержанных нашли самодельные бомбы. Один из скинхедов, Сергей Юров, признался, что целью молодых людей был взрыв Загорской ГАЭС. До этого на счету банды уже были взрывы торговых палаток в разных районах Московской области.
Скинхеды показали друг на друга
Как рассказали Infox.ru защитники подсудимых, позиция обвинения строится, в основном, на признательных показаниях самих подсудимых и имеющихся видеоматериалах. Так 19-летнего Константина Никифоренко обвиняют в двух убийствах, изготовлении и хранении взрывчатых веществ, возбуждении национальной розни и участии в экстремистской организации. Однако по одному из убийств обвинение построено исключительно на показаниях другого подсудимого -- Владислава Тамамшева.
Адвокат также рассказала, что далеко не все факты, озвученные ранее в СМИ, соответствуют действительности. В частности сообщалось, что при задержании в поселке Подъячево Московской области в доме, где находился костяк группировки, было обнаружено большое количество взрывчатки, которая якобы предназначалась для взрыва Загорской ГАЭС.
В то время как, задержанные изготовили около килограмма взрывчатого вещества, взятого по рецепту из книги. В виде гранул, оно было рассыпано на полу. И это, по мнению адвоката, говорит о том, что подсудимые не знали, как с ним обращаться.
«Они там сидели, курили, стряхивали пепел на пол и даже не подозревали, что от одной искры и сами могут взорваться», - рассказала адвокат одного из подсудимых.
Один из подсудимых на момент совершения преступления был еще несовершеннолетним, кроме того, судебный процесс оказывает на молодых людей эмоциональное давление, в связи с чем защита просит сделать рассмотрение дела закрытым для прессы.
«Они очень молодые люди. Я бы не сказала, что они подавлены, но присутствует эмоциональное напряжение. Как может себя чувствовать подросток, который полтора года просидел в тюрьме?» -- добавила адвокат Константина Никифоренко.
Впрочем, на первом заседании суда подсудимые явно не чувствовали себя скованными. Находясь в клетке, все арестованные непринужденно переговаривались сквозь медицинские маски на лицах. Один из молодых людей демонстративно держал над головой изображение Иисуса Христа.