Первые расшифровки: Ту-154 дважды заходил на посадку
Стали известны неофициальные данные о переговорах пилотов польского Ту-154 с диспетчерами на аэродроме в Смоленске. Переговоры пилотов с диспетчерами шли на русском и английском языках. Пилоты сделали две попытки приземлиться, после чего врезались в дерево. Отказов бортовых систем и двигателей, взрыва или пожара на президентском самолете во время полета не было. Сейчас на месте крушения продолжается сбор вещей погибших и обломков самолета. Опасения польских СМИ о том, что на борту могли быть военные секреты Польши и НАТО, уже опроверг министр обороны Польши.
Во вторник стали известны первые данные расшифровки переговоров пилотов самолета Ту-154 с военными диспетчерами на аэродроме Северный под Смоленском. Следователи расшифровали записи в диспетчерском пункте на военном аэродроме, уже известны данные с речевого самописца, идет их синхронизация с показателями приборов.
Уже установлено, что в условиях густого тумана 10 апреля пилоты предприняли две попытки приземлиться, сообщают польские СМИ со ссылкой военных следователей, участвующих в расследовании катастрофы.
Двигатели не отказывали, пожара не было
Помимо этого следователи установили, что взрыва и пожара на борту Ту-154 не было, добавил вице-премьер Сергей Иванов. «Предварительный, подчеркиваю, предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев и результат работы на месте происшествия показали, что взрыва и пожара на борту самолета не было. Двигатели самолета были полностью работоспособны до момента столкновения с землей», -- сообщил он.
По данным расшифровки и анализа бортовых самописцев, отказов бортового оборудования также не зафиксировано, добавил Иванов.
Российские следователи уже закончили составление плана катастрофы, в которой погиб Лех Качиньский и члены польской делегации -- сделаны эскизы расположения разбросанных частей фюзеляжа, деталей и двигателей. Кроме того, проведена аэрофотосъемка местности, а 16 апреля специалисты осмотрят с воздуха радиотехнические средства аэродрома. На месте происшествия, где комиссия проводит этап полевого расследования, сегодня будут закончены работы по определению траектории последнего этапа полета самолета. После этого все фрагменты самолета перевезут на специальную стоянку, отметил руководитель СКП России Александр Бастрыкин.
В свою очередь, по словам представителя военной прокуратуры Польши Збигнева Жепы, в настоящее время польские следователи работают в четырех направлениях: на аэродроме в Смоленске, где сегодня или завтра будут подняты обломки лайнера (под ними находятся еще шесть тел погибших), другие две группы следователей работают в Москве, они присутствуют при опознании тел (в настоящее время идентифицированы 55 погибших) и расшифровке «черных ящиков», наконец, еще одна группа ведет следствие в Варшаве.
В целом российские власти активно сотрудничают с польскими коллегами для выяснения всех обстоятельств крушения самолета и, по словам премьер-министра России Владимира Путина, предлагают им рассказать о возможных трудностях, с которыми они сталкиваются в связи с расследованием авиакатастрофы. «Если у польской стороны возникли трудности, то скажите, устраним все проблемы, если они возникают», -- заверил Путин.
Глава военной прокуратуры Польши на это заметил, что никаких недоразумений не возникло. «Должен сказать, что никаких трудностей мы не имеем. То сотрудничество, которое нас соединяет, далеко превышает установленный порядок Конвенции о взаимном оказании правовой помощи. Оно связано с глубоким участием российской стороны», -- отметил главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский.
Что в "черных ящиках"
Подлинники всех бортовых носителей информации находятся в опечатанных обеими сторонами сейфах. Работа ведется на русском и английском языках. «Профессионального и языкового непонимания нет», -- рассказал на совещании Сергей Иванов. По его данным, расшифровка завершится к концу недели. Польская сторона надеется, что официальный доклад появится уже в среду или четверг.
С российской стороны над расшифровкой самописцев работают пять представителей Межгосударственного авиационного комитета. Речевой самописец уже обработан, идет синхронизация данных с показаниями приборов Ту-154. «Черные ящики немного повреждены, но только снаружи. Ленты полностью сохранились, запись будет разборчивая», -- сообщил представитель военного следствия Польши Збигнев Жепа в интервью польскому телеканалу TVN 24.
Напомним, что на месте крушения были найдены три бортовых самописца -- два параметрических и один речевой. Расшифровка последнего эксплуатационного регистратора пройдет в Польше, отметила руководитель МАК Татьяна Анодина. «Принято решение удовлетворить просьбу польской стороны о расшифровке его (регистратора) с участием российских специалистов в Польше», -- сказала она.
Тем временем следователи уже изучили переговоры военных диспетчеров с аэродрома Северный не только с Ту-154, но и с двумя другими бортами, летевшими в Смоленск утром 10 апреля, -- Як-40, который успешно приземлился, и Ил-76, который не смог совершить посадку и улетел во Внуково.
Коллега погибшего командира экипажа полковник Бартош Строиньский сообщил польскому агентству IAR, что полковник Аркадиуш Протасюк, который 13 лет прослужил в 36-м специальном авиаполку ВВС Польши, был знаком с этим аэродромом. За три дня до катастрофы он летел на Ту-154 с премьер-министром Польши Дональдом Туском. «Арек в совершенстве говорил по-русски. В совершенстве вел переписку как по-польски, так и по-русски, и по-английски. 7 апреля, когда мы туда летали с Дональдом Туском, никаких замечаний не было», -- заявил Строиньский.
Напомним, что ранее польские СМИ высказывали предположения, что при посадке польские пилоты и смоленские диспетчеры могли не понимать друг друга, в частности, из-за разговоров на русском языке, а также из-за метрической системы измерений, используемой в России, и отличного от других стран метода определения высоты полета.
Утром 10 апреля, когда на борту Ту-154 находились президент Польши Лех Качиньский и 87 членов делегации, пилоты не сообщали диспетчерам аэродрома Северный о каких-либо технических неполадках на борту, запас топлива у лайнера был достаточным, то есть существовали все условия для ухода на запасной аэродром в случае необходимости. Однако несмотря на ухудшение погоды и запрещенной для посадки видимости пилоты президентского самолета все же решились на снижение.
По данным российских ВВС, находясь в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы самолет предпринял вертикальное снижение, в результате чего опустился ниже глиссады, начал заход с большим левым креном, игнорируя команды диспетчера держать высоту и горизонтальное положение. Облачность в этом районе была слишком низкой -- от 100 до 400 м при допустимом для захода на посадку минимуме в 1000 м (военный аэродром не оснащен Курсо-глисадной системой ИЛС). Столкновение с восьмиметровой березой произошло на расстоянии 1,2 км от полосы аэродрома. В этот момент самолет должен был находиться, как минимум, на высоте 60 м.
Накануне вице-премьер России Сергей Иванов еще раз заявил, что диспетчеры предупреждали пилотов о необходимости уходить на запасной аэродром, что подтверждается расшифровками переговоров.
Впрочем, по мнению польских пилотов, вполне возможно, что в густом тумане и при отсутствии категорического запрета на посадку в Смоленске их коллега всего лишь оценивал ситуацию и среагировал слишком поздно. Так, коллега Аркадиуша Протасюка по 36-му авиаполку ВВС Польши сообщил польскому телевидению, что самолет разбился при выполнении маневра после первой же попытки приземлиться.