Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Сто ваххабитов окружили «Лужники», и ни одного мента не было»

Спустя неделю после теракта в московском метро кардинальных мер по контролю за автобусными рейсами «кавказского направления» так и не принято. На протяжении 36-часового маршрута, по которому ехали смертницы, у пассажиров трижды проверяют паспорта и дважды осматривают салон. Все проверки не занимают и десяти минут, а личные вещи гостей столицы вообще никто не досматривает. Участники пассажирских перевозок рассказали Infox.ru о взяточничестве на кавказском маршруте и о том, что за безопасностью на стоянке автобусов в «Лужниках» следят криминальные элементы.

Неделю назад в московском метрополитене произошли два взрыва, унесшие жизни 40 человек. Террористки-смертницы Марьям Шарипова и Джаннет Абдурахманова привели в действие взрывные устройства на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». Смертницы и их сообщники приехали в Москву на рейсовом автобусе Махачкала--Москва.

За прошедшую неделю никаких существенных изменений в контроле за «кавказскими рейсами» не произошло. У пассажиров очередного автобуса Махачкала--Москва, которым следовала съемочная группа Infox.ru, три раза за 36 часов пути проверили документы. Проверки багажа оказались поверхностными, а досмотр личных вещей вообще не проводился – привезти в Москву пассажир из любой точки Северного Кавказа может все что угодно.

По словам участников пассажирских перевозок, символический контроль за рейсовыми автобусами связан с налаженной системой «теплых взаимоотношений» между водителями и сотрудниками ДПС.

Пункт отправления

Рейсовые автобусы Махачкала--Москва отправляются каждый вечер практически из центра города. Пассажиры собираются у кинотеатра «Пирамида», там же проводится погрузка багажа. В зависимости от пассажиропотока в столицу едет колонна от трех до восьми автобусов. У входящих в салон пассажиров водители спрашивают фамилии и записывают их в журнал, в некоторых случаях берут паспорта.

Автобусы двухэтажные, так называемые «Неопланы». Из-за высокой продолжительности пути обычные сидячие места в них переделаны под «лежанки». На каждой «лежанке» едут два пассажира. Под ними и над ними – места для перевозки малогабаритного груза. В некоторых случаях автобусы битком набивают коробками с товаром. Тогда пассажиры лежат прямо на коробках. Всего же автобус рассчитан на 50 человек, четверо водителей сменяют друг друга в пути.

От пункта отправления автобусы проезжают по территории шести субъектов РФ -- республик Дагестан и Калмыкия, Волгоградской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей. Расстояние – около двух тысяч километров, время в пути – 36 часов.

На Москву

Рейсовые автобусы отправляются ежедневно в 19 часов. Стоимость поездки в среднем 2500 рублей. В грузовой отсек автобуса, которым в Москву возвращались корреспонденты Infox.ru, загружают несколько коробок с обувью, там же находится две-три упаковки со спиртными напитками. Сзади к автобусу цепляют грузовой фургон.

Первая проверка – на выезде из Махачкалы. В салон автобуса поднимается сотрудник ДПС и выборочно собирает паспорта у четырех человек.

Вторая проверка – на границе Дагестана и Калмыкии. Пассажиры отдают паспорта водителю, и он передает их сотрудникам поста.

Третья проверка проходит на следующий день. Автобус останавливается у поста на въезде в Волгоград. Пассажиров просят выйти из салона. Туда заходит сотрудник поста с коккер-спаниелем. Обследовав первый этаж автобуса, он поднимается наверх и довольно быстро спускается, чтобы осмотреть грузовой отсек. Кстати, у большинства пассажиров личные вещи и сумки находятся в салоне под «лежанками», тщательный осмотр которых даже с собакой вряд ли может занять 2-3 минуты. С такой же «тщательностью» проверяется грузовой отсек.

Четвертая и последняя проверка – на въезде в «Лужники». Проверку на взрывчатые вещества здесь проводит уже кинолог из местного ЧОПа. Автобус стоит в пробке среди таких же рейсовых «неопланов», прибывших из других городов Северного Кавказа. У пассажиров переписывают паспортные данные и снова просят выйти из автобуса. Хотя при желании взять вещи и уйти можно было и раньше, до въезда на стадион. Обычно автобусы прибывают в столицу в 5-6 часов утра, часть пассажиров дожидается открытия метрополитена в салоне, другие расходятся по торговым точкам раньше.

До станции метро «Воробьевы горы» – не больше двухсот метров.

Как убедились корреспонденты Infox.ru, в обратных рейсах сообщением Москва--Махачкала проверок по пути не меньше. У каждого поста водитель ведет трехминутные переговоры с сотрудниками ДПС, однако паспорта предъявить съемочной группе пришлось лишь однажды – только на выезде из Московской области. Груз, который везли корреспонденты и другие пассажиры, милиционеров тоже не интересовал.

Каждый пост -- 500 рублей

Все автобусы, следующие в обоих направлениях, останавливаются у каждого поста ДПС на протяжении двух тысяч километров. Всего таких остановок больше 20. Однако в большинстве случаев сотрудники не проводят даже визуального осмотра пассажиров.

Предприниматель Эльдар несколько лет ездил в Москву за товаром. По его словам, водители и сотрудники ДПС отлично знают друг друга. На каждом посту есть установленная такса – от 300 до 500 рублей. «Проверив документы», сотрудники ДПС закрывают глаза на нарушения правил движения и содержание грузовых отсеков.

«Их никто не проверяет по дороге от Махачкалы до Москвы. Все обговорено уже давно: автобусы останавливаются, и водители целенаправленно идут к работникам ГАИ, отдают деньги», -- рассказал предприниматель. По словам Эльдара, работники ДПС и сами не знают, что везет каждый «Неоплан».

Такса возрастает ближе к Москве. Там, по словам предпринимателя, сотрудники ДПС все же поднимаются в салон. «Но это показуха. Пассажиры не проверяются, товар не проверяется, грузовой отсек не проверяется», -- добавил Эльдар.

Ваххабиты защитили зазывалу

Рейс заканчивается по прибытии на стадион «Лужники». Здесь находится московская стоянка «кавказского направления». Ежедневно утром здесь скапливается до сотни автобусов, прибывающих из Дагестана, Адыгеи, Волгограда и Ставрополя.

По рассказу одного из водителей, совершающего регулярные рейсы по маршруту Махачкала—Москва--Махачкала, транспортные споры вокруг автобусных перевозок на стоянке в «Лужниках» иногда решаются при помощи оружия, в конфликтах участвуют все те же выходцы с Кавказа. Один из таких споров возник в столице в сентябре прошлого года.

«Там одному наборщику, который пассажиров набирал, кислород хотели перекрыть. Он позвонил. Через час-два приехали ваххабиты и окружили стоянку. Приехали на машинах, с автоматами, вооруженные полностью. Человек сто было. В Москве они ездят так же, как у себя дома. С оружием, со всей фигней. Наши пара человек получили по голове, так как ни одного мента рядом не было», -- рассказал Infox.ru один из очевидцев событий.

Согласие есть, но нет закона

В администрации СК «Лужники» Infox.ru прокомментировать этот инцидент не смогли, сообщив, что за соблюдением безопасности на стоянке автобусов следит частное охранное предприятие «Стронг». Его сотрудники уполномочены проводить досмотр прибывающего транспорта. Чоповцы составляют соответствующие акты, и в случае, если возникнут «угрозы безопасности», они вызывают милиционеров, которые могут принять все необходимые меры в рамках своих полномочий.

Автобусная стоянка, по словам представителей комплекса, находится целиком на территории спорткомплекса «Лужники». Парковочные места оборудованы всем необходимым включая объекты питания и биотуалеты. Схема организации стоянки утверждена в ГИБДД.

«Наша территория -- свыше 140 гектаров. На ней расположены различные спортивные сооружения, и в том числе автомобильные парковки. Схема организации утверждена в ГИБДД Москвы. У нас есть устав, по которому нам разрешаются различные виды деятельности, в том числе и организация парковочных мест. И те участки, на которых находятся сейчас автобусы, они согласованы», -- сообщила Infox.ru начальник пресс-службы СК «Лужники» Юлия Журкина.

По ее словам, автобусный транспорт прибывает на территорию комплекса в том числе для доставки покупателей на рынок «Лужники», поэтому ничего противозаконного в деятельности автобусной станции нет.

В департаменте транспорта и связи Москвы Infox.ru сообщили, что на территории города расположены семь легальных автовокзалов – это городской аэровокзал, автовокзалы «Теплый стан», «Щелковский», «Красногвардейская», «Орехово», «Северное Бутово» и «Шестая радиальная». Все остальные стоянки междугороднего транспорта являются несанкционированными, и сейчас «проводятся мероприятия, направленные на пресечение работы междугородних автобусных маршрутов, не согласованных в порядке, установленном правительством Москвы».

Впрочем, пока эти проверки не помешали ни одному из междугородних автобусов, пассажирами которых в разное время стали смертницы из московского метро и боевики, захватившие театральный центр на Дубровке.

Полная версия