Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Дальневосточные боевики охотились на китайцев

Во Владивостоке начался суд над бандой радикальных исламистов. На скамье подсудимых оказались бывший милиционер и бывший военный. Последний уже частично признал свою вину. Квартиру, в которой прятались подозреваемые, спецназу Владивостока пришлось брать штурмом. В арсенале бандитов были не только пистолеты, автоматы, гранатометы, но и мощные взрывные устройства. Почти все оружие преступники завезли в Приморье из Чечни. Жертвами дальневосточных боевиков стали зажиточные бизнесмены из Китая.

В Тихоокеанском флотском военном суде началось рассмотрение громкого уголовного дела против членов радикальной исламистской группировки, организовавшей нападения на предпринимателей. В арсенале банды были гранатометы, автоматы и взрывчатка.

Бывшего милиционера Эдуарда Засетты и бывшего контрактника Минобороны Джаватхана Салманова обвиняют по четырем статьям УК РФ: ст. 209 (бандитизм), ст. 105 (убийство), ст. 162 (разбой) и ст. 222 (незаконное хранение оружия). В случае признания вины им грозит срок от восьми лет тюрьмы до пожизненного заключения.

Судебное заседание проходит в открытом для прессы режиме. Руководитель 304-го военного следственного отдела СКП РФ по Тихоокеанскому флоту Олег Макаренко сообщил, что обвиняемые не раскаиваются в содеянном. «Ваш суд -- это не суд», -- заявили они, а судить их будут «в другом месте», передает РИА «Новости».

Первое заседание

Один из двух обвиняемых в участии в банде радикальных исламистов частично признает свою вину, сообщила журналистам адвокат подсудимого Татьяна Табакова.

«Из ряда тяжких статей Салманов признает вину по одному эпизоду, связанному с гражданами КНР. Убийства не признает, а разбой -- частично. Защита эту позицию поддерживает», -- сказала журналистам адвокат Джаватхана Салманова Татьяна Табакова.

Адвокат второго подсудимого Виталий Витенко заявил журналистам, что «в деле есть смягчающие обстоятельства», какие именно, адвокат не уточнил. Витенко заявил, что «будет добиваться справедливости, как всякий адвокат». «Мой подзащитный долгое время проходил службу в Чеченской республике в составе сводного отряда ОМОН, имеет за это поощрения. Отмечен за то, что задержал множество преступников, числящихся в федеральном розыске», -- заявил Витенко.

«Судьи флотского суда -- профессионалы высокого класса, защита надеется на справедливое решение», -- сказал он.

В четверг на первом заседании ни гособвинение, ни защита не заявили ходатайств и отводов. Подсудимые находятся в зале суда и ведут себя спокойно, лиц не прячут.

Присутствовавшие на заседании потерпевшие граждане КНР общаться с журналистами отказались.

Гоп-стоп шахиды

На след межэтнической банды оперативники Владивостока вышли после дерзкого нападения на состоятельных китайских бизнесменов, расстрелянных в своей квартире по улице Калинина 6 марта 2009 года. Камера видеонаблюдения, установленная в подъезде дома, где проживали иностранцы, зафиксировала, как бандиты поднимаются по лестнице, там нападают на своих жертв и затем спешно уходят. Один из иностранцев погиб, двое получили тяжелые ранения. С китайцами расправились после того, как те отказались отдавать бандитам деньги и ценности. Через неделю оперативники вышли на след предполагаемых налетчиков.

14 марта 2009 года милиционеры пришли с обыском в квартиру, где укрывались трое бандитов, но встретили неожиданное сопротивление. Длившийся несколько часов штурм владивостокской «хрущевки» на улице Красного Знамени в центре Владивостока напоминал местным жителям спецоперацию по уничтожению бандформирований на Северном Кавказе. Как оказалось, члены банды до ареста успели связаться со своими родственниками и духовными лидерами, от которых получили «благословение на смерть», и были хорошо вооружены. Уже при обыске в квартире нашли несколько автоматов, гранатометы, пистолеты и так называемые «хоттабки» -- смесь тротила с поражающими элементами.

В ходе штурма один из бандитов несколько раз выстрелил из-за двери по оперативникам. Завязалась перестрелка. Брать квартиру пришлось ОМОНу и спецназу ФСБ. Окна обстреляли шумовыми и газовыми гранатами. В ответ кавказцы выстрелили боевой гранатой по крыше соседнего дома, где укрывались снайперы, выстрелили из ручного противотанкового гранатомета, а затем задвинули шкафом окно в квартире.

Почти через час силовики во второй раз штурмовали здание. Они бросили в квартиру газовую гранату, начался пожар. Боевикам пришлось выбраться на балкон. У одного из них был автомат. Милиция еще раз предложила сдаться, но ответа не последовало. Тогда снайперы были вынуждены стрелять на поражение. Троих бандитов пришлось уничтожить. Вскоре после штурма были задержаны двое других боевиков, еще двое исламистов сбежали.

Исламисты-гангстеры

Задержанными оказались бывший водитель центра специальной физической подготовки противовоздушной обороны Дальневосточного военного округа рядовой контрактной службы Джаватхан Салманов, дезертировавший в декабре 2008 года, и бывший сотрудник сводного отряда ОМОН УВД по Приморскому краю Эдуард Зассеты, который после почти пяти лет службы в милиции покинул ее ряды по религиозным соображениям в 2004 году, вернувшись из длительной командировки на Северный Кавказ, где принял ислам.

После задержания выяснилось, что у Джаватхана Салманова были сообщники. Во время разбойного нападения на китайцев он получил огнестрельное ранение -- бизнесмены активно сопротивлялись. Операцию за 25 тыс. руб. ему тайно сделал полковник медицинской службы госпиталя ТОФ Евгений Белоусов. Оказав медицинскую помощь, доктор не сообщил в милицию о случившемся и не стал регистрировать обращение. 20 ноября прошлого года Владивостокский гарнизонный военный суд приговорил врача к штрафу в размере 50 тыс. руб., его признали виновным в превышении должностных полномочий. Обвинение в получении взятки суд с Белоусова снял за недоказанностью состава преступления.

Накопленный Салмановым, Засетты и другими выходцами с Северного Кавказа арсенал, как утверждает следствие, банда использовала для жестоких и дерзких разбойных нападений на предпринимателей. Каждый раз разбойники без колебаний применяли огнестрельное оружие на поражение при малейшем сопротивлении со стороны жертв. Почти все оружие, которым пользовались бандиты, было привезено из Чечни.

"С конца 2008 года во Владивостоке действовала хорошо вооруженная, законспирированная межэтническая группировка, состоящая из лиц, проповедовавших радикальный ислам. Средства к существованию ее члены добывали разбоем. Для этих целей бандиты приобрели огнестрельное оружие, а бывший сотрудник ОМОНа Зассеты проводил с ними силовую и оперативную подготовку, обучая членов банды, в том числе и методам ведения оперативно-розыскной деятельности", -- говорится в официальном сообщении Следственного комитета при прокуратуре России.

Всего арестованным было предъявлено около десятка эпизодов разбойных нападений. В частности, 23 февраля 2009 года их жертвой стал житель Владивостока, занимавшийся торговлей сотовыми телефонами. В ответ на требования бандитов мужчина попытался оказать сопротивление и был застрелен.

В квартире, где укрывались боевики, нашли большое количество исламистской литературы и видеозаписей радикального толка. Кстати, некоторые члены группировки познакомились именно на почве общей веры во владивостокской мечети.

Двое на свободе

В настоящее время, как сообщает «Восток-Медиа», у следствия есть полная информация о двух сообщниках подсудимых, которые до сих пор остаются в розыске, сообщил руководитель военного следственного отдела по Тихоокеанскому флоту Олег Макаренко. «В данный момент мы располагаем полными данными о разыскиваемых лицах. Вплоть до их местоположения», -- добавил он. В частности, есть информация, что один из них находится на территории Приморского края, второй скрывается на Северном Кавказе по месту прописки родителей. Макаренко отметил, что их задержание -- это вопрос времени.

Полная версия