Москва
20 ноября ‘24
Среда

Спрос на травматику резко возрос

Последние скандалы с применением оружия милиционерами, как уверены авторы первых принятых на днях поправок в закон «Об оружии», прекратятся, если выдавать оружие будут только тем, кто прошел курсы по стрельбе и имеет положительную характеристику от участкового. Впрочем, эксперты считают, что ни введение ограничений, ни экзамены по стрельбе не изменят реального положения дел до тех пор, пока травматику полностью не запретят. Заявленные меры уже подействовали: продавцы травматического оружия отмечают резкий рост спроса у населения.

Принятые поправки в закон «Об оружии» и ряд новых предложений, касающихся ограничения оборота травматики, вызвали недовольство у экспертов. По их мнению, предложенные нормы сведутся к формализму и не уберегут от тяжких последствий обладателей «Макарычей» и «Ос». Впрочем, милиционеры надеются, что закон установит хотя бы общий контроль за применением оружия самообороны, которое нередко превращается в средство нападения.

Законопроект был внесен на рассмотрение 15 февраля, ряд поправок уже одобрен в третьем чтении 12 марта Госдумой, а 17 марта Советом федерации. На рассмотрении депутатов Госдумы сейчас находятся три предложения: об отстреле гильз и создании гильзотеки по травматическому оружию, а также введение зачетов по стрельбе и выдача характеристик от участковых.

«Проект закона был представлен президентом, -- напомнил Infox.ru депутат Госдумы, член комитета по безопасности Геннадий Гудков. – Он предложил ввести чуть более жесткие ограничения при выдаче травматического оружия: это могут быть справки с дополнительными характеристиками с места жительства потенциального владельца оружия, предоставляемые правоохранительными органами».

По словам Гудкова, в проекте закона также есть предложение ввести идентификацию травматического оружия по гильзам. Он уточнил, что речь идет о тех моделях травматического оружия, где гильзы вылетают при отстреле. По словам Гудкова, производители оружия уже одобрили намерения законодателей. «Были переговоры с оружейниками, они дают добро и готовы ввести на производстве соответствующие изменения», -- отметил депутат.

Помимо прочего депутаты обязали ввести в России обучение использованию травматического оружия в зачетной форме. «Мы предлагаем ввести обучение в виде курсов с получением зачетов для всех категорий граждан, которые намерены получить лицензию», -- добавил депутат в интервью Infox.ru. Кто возьмет на себя эту функцию, пока не уточняется.

«Обучать стрельбе нужно, но МВД может подмять под себя эту функцию, -- считает руководитель московского отделения союза «Гражданское оружие» Рафаил Рудицкий. -- Учиться стрельбе можно и в тире. И пускай не говорят про купленные справки, все данные об ученике и учителе останутся в журналах».

Поддержав одно предложение, Рудицкий раскритиковал все остальные. «Предложение о введении идентификации травматики по гильзам не имеет смысла. Ну, накупят люди наганов, «Ос», и что дальше?» -- выразил он недоумение инициативой депутатов, отметив, что некоторые виды травматики не предусматривают гильз.

Эксперт усомнился и в справедливости характеристик, которые смогут предоставить участковые милиционеры. Рудицкий уверен, что справки будут выдаваться по формальным критериям. Сейчас владельцев оружия тоже проверяют участковые милиционеры и сотрудники лицензионно-разрешительной службы. «Я могу быть бандитом, но вести себя тихо и неприметно, а значит, характеризоваться положительно. Как участковый может знать, адекватный я человек или нет? У участковых и так работы выше головы», -- сказал он Infox.ru.

Старые новые правила

Милиционеры же в целом поддерживают инициативу законодателей. «Зачеты на получение оружия действовали, но обучающих курсов не было», -- пояснил Infox.ru начальник пресс-службы МВД России Олег Ельников, отметив, что курсы, конечно, эффективнее. По его словам, выучить статьи закона «Об оружии» никогда не представляло особой сложности.

Как рассказал Infox.ru милиционер, непосредственно выдающий лицензии, зачетная система введена в МВД с конца 2008 года. «Человек, который подает заявку на выдачу лицензии, должен пройти тест из десяти вопросов, неправильный ответ на один из вопросов дает право задать дополнительный вопрос. Два неправильных ответа, и тест провален», -- отметил милиционер.

Справок о надежности будущего держателя оружия участковые милиционеры раньше не предоставляли. «Были только справки медицинские о том, что человек не стоит на учете у психиатра и нарколога», -- сказал в свою очередь Олег Ельников.

По словам Ельникова, введение для травматики идентификации по гильзам, как у огнестрельного оружия, позволит эффективнее раскрывать преступления. «При выпуске огнестрельного оружия производится отстрел гильз, и данные о них хранятся в пулегильзотеке, которую используют в работе сотрудники МВД. Если это применить к травматике, идентификация по гильзам травматического оружия позволит лучше раскрывать преступления, совершенные с использованием этого оружия», -- сказал начальник пресс-службы МВД России.

Однако, по словам сотрудника милиции, выдающего лицензии на оружие, у самого опасного травматического оружия – «Осы» и «Стражника» -- нет гильз. «Их никак не идентифицируешь», -- сказал милиционер Infox.ru. А эксперт Рафаил Рудицкий вспомнил, что в 2005 году замначальника департамента охраны общественного порядка МВД России Леонид Веденов предлагал ввести идентификацию на «Осе», пометив стальной сердечник пули магнитной меткой. «Я даже не хочу говорить об этой инициативе, -- возмущается Рудицкий. -- Это привело бы к тому, что «Оса» подорожала бы втрое, а умельцы, которых довольно много, все равно смогли бы переделать ее».

Пока эти инициативы об отсреле гильз и экзаменах по стрельбе находятся на рассмотрении депутатов. Тем временем уже принято предложение внести в закон "Об оружии" поправку, которая позволит милиции отслеживать перемещения владельца травматики. В середине марта Совет федерации уже одобрил поправки, обязывающие владельцев оружия при смене места жительства сообщать об этом в милицию. Теперь при переезде владельцы оружия обязаны будут вставать на учет в территориальном отделении милиции на новом месте пребывания в течение двух недель. Сообщать на старое место, по которому зарегистрировано оружие, не нужно. За нарушение сроков постановки оружия на учет предусмотрены штрафы -- от 300 до 1 тыс. рублей.

Оружие летального действия

Случаи применения травматического оружия при решении дорожных, семейных и пьяных конфликтов -- уже ежедневная норма. По данным МВД России, на руках у россиян находится более 1,5 млн травматических пистолетов, в Москве его приобрели уже 213 тыс. человек. И эта цифра неуклонно растет. Среди тех, кто незаконно применяет травматику, порой убийственную, попадаются и высокопоставленные милиционеры, вплоть до полковников и генералов. Остановить запущенный когда-то при поддержке МВД России процесс вооружения населения теперь вряд ли удастся.

По словам Рафаила Рудицкого, сейчас травматика является идеальным оружием убийства. «Достаточно усилить патрон с 80 джоулей, к примеру, до 150. Выстрелить в шею, голову, задеть артерию – и будет летальный исход», -- сказал эксперт Infox.ru.

По словам милиционеров, несмотря на объявленные ограничения и ужесточения, вряд ли удастся во всех до единого случаях избежать нелегального оборота травматики, запустив контрольный механизм по аналогии с автомобильными правами. А полностью исключить незаконное применение «Макарычей» возможно лишь одним путем -- полным запретом.

Сколько оружия ежедневно приобретают в столичных оружейных магазинах -- коммерческая тайна. Однако, как рассказал Infox.ru продавец одного из таких оружейных салонов, за последний месяц в связи со скорым вступлением в силу нового закона спрос на травматику резко возрос.

Полная версия