Оправданный подрывник Кадырова требует 200 тыс. рублей
Мосгорсуд начал рассматривать просьбу Руслана Мусаева, оправданного в подготовке теракта в Москве против Рамзана Кадырова, о реабилитации. Выпускник столичного вуза требует 200 тыс. рублей моральной компенсации, извинений и опровержения в СМИ. Он до сих пор не может получить у сотрудников ФСБ свой диплом, жалуется на подорванное за 23 месяца в тюрьме здоровье, а возвращаться в Чечню опасается.
Московский городской суд в пятницу приступил к рассмотрению требования о компенсации за уголовное преследование Руслана Мусаева, оправданного по делу о покушении на президента Чечни Рамзана Кадырова.
Заявитель просит возместить затраты на питание, лечение и услуги адвоката за время уголовного преследования, а также требует компенсации морального вреда -- в общей сложности 200 тыс. рублей. Как сообщил адвокат Мусаева Шамиль Арифулин, его клиент также требует, чтобы суд обязал принести извинения Мусаеву и обязал СМИ опубликовать опровержение по поводу информации, распространенной ранее представителями следствия.
Заседание по этому делу проходит в Мосгорсуде в закрытом режиме. На сегодняшних слушаниях суд не смог принять решение по иску и перенес процесс на 10 марта -- до этого времени Минфин должен изучить исковые требования Мусаева, в частности посчитать объем передач родственников, которые приносили ему в СИЗО.
Как сообщил Infox.ru сам Руслан Мусаев, сотрудники ФСБ до сих пор не вернули ему диплом о высшем образовании. Он пока не пробовал устроиться на работу банковским служащим из-за судебных тяжб, однако уверен, что в будущем столкнется с трудностями в этом вопросе. По словам Мусаева, за время нахождения в СИЗО его здоровье ухудшилось. Мусаев болен хроническим гепатитом С, а во время пребывания в СИЗО болезнь обострилась. Пребывание в изоляторе сказалось на родителях Мусаева: постоянно переживая за сына, его отец получил инфаркт и стал инвалидом.
Мусаев также уверен, что президент Чечни Рамзан Кадыров знает о его непричастности к попытке теракта. «Но в Чечню я ни ногой. Вдруг случится теракт и меня ненароком заденет», -- отметил он. В его ближайших планах -- воспитывать сына и искать способы заработка в Москве.
Поиграли в футбол
Выпускников московских институтов Руслана Мусаева, Умара Батукаева и жителя Грозного Лорса Хамиева арестовали 10 мая 2007 года по подозрению в подготовке терактов в Москве в День Победы. По изначальной версии следствия, молодые люди объединились, чтобы взорвать офис представительства Чечни на Новом Арбате, когда туда прибудет Рамзан Кадыров. О готовящемся теракте оперативники узнали, прослушивая телефон Хамиева, подозреваемого в налете на Ингушетию в 2004 году.
По данным следствия, Лорс Хамиев вел переговоры с Русланом Мусаевым и Умаром Батукаевым.
8 мая 2007 года в Москве на Профсоюзной улице сотрудники ФСБ нашли машину Батукаева, начиненную взрывчаткой. Устройство мощностью 7 кг пластита преступники смонтировали в спинку заднего сиденья автомобиля ВАЗ-2107, поражающие элементы в виде шариков были спрятаны в багажник. Лорс Хамиев, заметив за собой слежку, уехал из Москвы в Чечню, где и был задержан, его родственника Руслана Мусаева задержали в Москве: студента Московского банковского института задержали накануне получения диплома. Третий подозреваемый Умар Батукаев был задержан после длительной слежки.
В ходе судебного процесса, который начался в декабре 2008 года, все подсудимые отрицали свою причастность к покушениям, их защита настаивала, что обвинение «построено на предположениях следователей». Правозащитники критиковали следствие, заявляя, что дело сфабриковано и молодых людей преследуют только потому, что они чеченцы, а оказались рядом с местом теракта случайно, играли во дворе в футбол.
В апреле 2009 года за подготовку покушения на Кадырова Мосгорсуд приговорил Лорса Хамиева к восьми годам колонии, двоих других обвиняемых присяжные признали невиновными в покушении, за незаконное хранение оружия и использование заведомо подложного документа Умару Батукаеву дали пять лет колонии, а Руслан Мусаев был полностью оправдан. Суд признал за ним право на реабилитацию. В июне 2009 года решение Мосгорсуда подтвердил и Верховный суд РФ.
Реабилитация за теракт
Руслан Мусаев сравнивает свой случай с делом жителя Санкт-Петербурга Тимура Саидгареева. В апреле 2008 года он был оправдан в покушении на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. На основании вердикта присяжных городской суд Петербурга оправдал Тимура Саидгареева, Владислава Баранова и Равиля Муратова, признав за ними право на реабилитацию. После этого Саидгареев просил суд взыскать с государства понесенные им во время следствия и судебного процесса расходы -- не полученную за это время зарплату и затраты на адвоката. Городской суд удовлетворил это обращение, присудив заявителю около 140 тыс. рублей. Верховный суд РФ оставил это решение в силе.
После завершения процесса Тимур Саидгареев, до ареста трудившийся в ОАО «Красный Октябрь», уволился оттуда, но новую работу найти не смог. Кроме того, спустя год после оправдания он не был исключен из банковских списков лиц, причастных к террористической деятельности, сообщает «Коммерсантъ». Из-за этого он не мог получать даже пособие по безработице. Открыть счет в трех банках Санкт-Петербурга, в том числе в филиале Сбербанка России, ему отказали. Однако суд отказал Саидгарееву в иске к кредитным организациям.
Другой подсудимый по делу о покушении на Валентину Матвиенко -- Владислав Баранов также выиграл компенсацию: вместо 5 млн рублей суд заплатил ему 100 тыс., при этом Баранову так и не удалось вернуть свой паспорт, изъятый при задержании.