78-летней арестантке стало плохо в Хамовническом суде
78-летняя Александра Звонарева, полгода отсидевшая в камере СИЗО, рассчитанной на 40 человек, почти час пролежала под капельницей в клетке для подсудимых в Хамовническом суде Москвы. Так началось первое заседание суда по делу о квартирном мошенничестве, в котором ее обвиняют. «Жаль, что я умру в неволе», -- плача, сказала Звонарева судье, перед тем как у нее резко упало давление. Медики увезли подсудимую в больницу, а сам процесс пришлось прервать. Следователи и судьи остались непреклонны: одна из самых пожилых обитательниц изолятора Москвы на свободе представляет для них большую опасность.
В Хамовническом суде Москвы началось рассмотрение дела в отношении 78-летней Александры Звонаревой, обвиняемой в квартирном мошенничестве. Как сообщает корреспондент Infox.ru, во время заседания женщине стало плохо, врачи «скорой» почти час проводили реанимационные мероприятия, после чего увезли Звонареву в больницу.
Александра Звонарева уже полгода находится в СИЗО № 6, ее обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По словам ее внучки, бабушка перенесла инфаркт миокарда и является инвалидом второй группы. В изоляторе женщина содержится в камере на 44 человека с 22 сентября 2009 года. На первом заседании суда адвокат пенсионерки Петр Казаков потребовал изменить для Звонаревой меру пресечения хотя бы на время судебного процесса. Он предоставил суду заключение общественной комиссии Москвы по надзору за соблюдением условий содержания граждан в местах принудительного содержания, которая установила, что Звонарева содержится в СИЗО с нарушением установленных норм.
Однако суд отклонил это ходатайство, поскольку заключение комиссии не было заверено печатью, а только подписью. «Жаль, что я умру в неволе», -- плача, сказала присутствовавшим в зале суда пенсионерка. Обращаясь к своей внучке Анне Золотарь, бабушка успокоила ее, сказав, что уже все подготовила на случай, «если с ней что-то случится».
По словам самой пенсионерки, в СИЗО у нее заканчиваются лекарства от астмы, препаратов осталось лишь на одни сутки. Александра Звонарева во время заседания жаловалась на давление, пила таблетки, плакала и вскидывала руки к голове.
Рассмотреть другие ходатайства судья не успела. Подсудимой стало настолько плохо, что пришлось вызывать «скорую». Около часа медики держали Звонареву под капельницей на скамейке в клетке для подсудимых. Давление упало до критического уровня, и женщину пришлось срочно госпитализировать в тюремную больницу. Заседание суда было отложено до 19 февраля.
Адвокат Петр Казаков не успел представить судье медицинские справки о состоянии здоровья Александры Звонаревой, однако защитник надеется, что судья вернется к вопросу об изменении для женщины меры пресечения уже на следующем заседании.
Ранее суд удовлетворил ходатайство следствия о заключении женщины под стражу на том основании, что она «может скрыться от органов следствия и суда, продолжит заниматься преступной деятельностью, окажет давление на свидетелей и потерпевших, а также уничтожит доказательства».
Квартирная афера
По версии следствия, Звонарева с неустановленной группой лиц незаконно продавала в Москве недвижимость и земельные участки и занималась отмыванием денег. Потерпевшим по этому делу проходит департамент жилищной политики Москвы и еще ряд государственных организаций. Сегодня в суд вызваны первые двое свидетелей по делу.
Как утверждают следователи, Александра Звонарева в 2005 году вступила в сговор с неустановленными лицами и с целью приобретения квартиры сфальсифицировала документы и получила права собственности на московскую квартиру и подмосковную дачу умершего москвича Юрия Михеева, а также получила от сделки 12 тыс. рублей. Оперативники задержали Александру Звонареву 22 сентября 2009 года, когда она гостила в Москве у родственников. Версию, что личные данные 78-летней жительницы Белгородской области Александры Звонаревой могли использовать квартирные мошенники, следствие выдвигать не стало.
Сама Александра Звонарева в суде отрицает все обвинения. По словам ее внучки, бабушка «совершала преступления, которые ей приписывают следователи, находясь в Борисовке Белгородской области». Александра Звонарева утверждает, что никогда не была знакома с Михеевым и человека, фигурировавшего в сделке как ее доверенное лицо, тоже никогда не видела.
ФСИН: в камере все хорошо
Представители ФСИН России настаивают, что женщина содержится в камере в хороших условиях -- камера заполнена наполовину, там есть отдельный санузел и душ, отдельное помещение для приема пищи, телевизор и холодильник. Звонарева дважды обращалась в медицинскую часть, и оба раза ей назначалось необходимое лечение. По данным ФСИН, в момент поступления женщина весила 67 кг, а незадолго до начала судебного процесса ее вес составлял 69 кг.
Как сообщала ранее Анна Золотарь, «бабушка инвалид второй группы, она перенесла инсульт, инфаркт миокарда и почти ослепла на оба глаза». «Бронхиальная астма, ишемия и рак кожи не дают ей возможности передвигаться без посторонней помощи. В удовлетворении ходатайства о проведении медицинской экспертизы было отказано даже после того, как у Александры Звонаревой в период следствия случился сердечный приступ», -- заявляет внучка подследственной. Она также отметила, что у бабушки больной желудок, тюремная еда ей не подходит, поэтому за четыре месяца в СИЗО она похудела на 13 кг.
По словам председателя общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания города Москвы Валерия Борщева, в настоящее время не существует законодательных механизмов, регулирующих освобождение из СИЗО по состоянию здоровья. «Список заболеваний, при которых человека освобождают из колонии, при этом есть и действует», -- сказал Борщев.
Стоит отметить, что буквально два дня назад из СИЗО № 5 в столице был отпущен глава комитета по рекламе правительства Москвы Владимир Макаров, обвиняемый в превышении должностных полномочий. Ущерб от его действий, по версии следствия, составил 130 млн рублей. Макаров просидел в изоляторе на месяц больше Александры Звонаревой. Для его освобождения суду хватило поручительства председателя Мосгордумы Владимира Платонова.