Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Кризис остановил ДНК-экспертизу в России

Финансирование государственной программы по созданию единой базы данных ДНК в России приостановлено на неопределенный срок. Госдума отказалась выделять деньги из бюджета с 1 января 2010 года на сбор информации о насильниках, особо опасных убийцах и неопознанных трупах. Искать преступников теперь придется старыми методами.

Государственная дума приняла поправки в закон «О государственной геномной регистрации», по которым финансирование программы по созданию в России единой базы ДНК отложено по меньшей мере до 2011 года.

Проект федерального закона был разработан Экспертно-криминалистическим центром (ЭКЦ) МВД России, а 3 декабря 2008 года его подписал Дмитрий Медведев. Базу данных на серийных насильников и особо опасных убийц начали создавать с 1 января 2009 года, а с 1 января 2010-го финансирование программы будет приостановлено. По словам заместителя начальника ЭКЦ МВД РФ Андрея Семенова, в будущем году на проведение геномной регистрации денежных средств не поступит.

Зачем нужна экспертиза ДНК

Запах преступникаКомпенсировать неудачи на «генном фронте» московские эксперты-криминалисты планируют за счет других возможностей экспертизы биообъектов. Если исследование и получение образцов ДНК обходится достаточно дорого, то получение запаховых следов значительно экономичнее.
В единой государственной базе данных ДНК на сегодняшний день находится около 6 тыс. различных генотипов. Это особо опасные преступники, серийные убийцы, насильники, педофилы и террористы. В базу также вносятся ДНК-образцы неопознанных трупов.

За год действия закона в базу уже занесены образцы ДНК большинства россиян, осужденных за изнасилования, а также собраны образцы ДНК убийц и насильников, проходивших в прошлом году экспертизу во ВНИИ им. Сербского.

Благодаря анализу ДНК удалось, например, найти убийцу пятилетней красноярской девочки Полины Мальковой, поймать педофила по кличке Лифтер в Санкт-Петербурге, доказать причастность преступника к убийству москвички Анны Бешновой. В базу данных занесены образцы Александра Пичушкина, а также предполагаемого убийцы Вячеслава Иванькова (Япончика), на анализ сданы образцы ДНК подрывников «Невского экспресса». По словам руководителя следственного управления СКП России по Москве Анатолия Багмета, база данных ДНК необходима также для гастарбайтеров, на долю которых приходится больше половины изнасилований и треть всех убийств, совершенных в столице.

«Это наиболее эффективный и современный метод исследования следов биологического происхождения, который используется в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел, -- сообщил Infox.ru заместитель начальника ЭКЦ МВД России Андрей Семенов. -- Метод ДНК-анализа позволяет провести идентификацию человека со стопроцентной вероятностью».

По словам представителя центра, за этот год благодаря исследованиям ЭКЦ МВД в 2,1 раза увеличилось количество судебно-генетических экспертиз, в результате которых эксперты смогли выяснить личности 2489 преступников и неопознанных трупов. Показатели раскрываемости преступлений благодаря генетической экспертизе также повысились в 2,3 раза, в том числе удалось раскрыть дела, ушедшие в архив и признанные бесперспективными.

Цена вопроса

Для полноценной работы базы ДНК необходимо ежегодно пополнять ее на 250 тыс. образцов. Когда количество генотипов достигнет 1,5-2 млн, база данных ДНК будет существенно способствовать раскрытию преступлений. И эту работу нужно вести постоянно, уверяют эксперты.

Получение ДНК из образца крови человека занимает в среднем один день. Гораздо сложнее работать, по мнению криминалистов, с сильно разрушенными биологическими следами и микроследами, такими как обгоревшие костные фрагменты, следы потожировых выделений, перхоть, слюна. Исследование одного биологического следа, выделение из него образца ДНК обходится примерно в 5 тыс. рублей. А полное финансирование программы государственной геномной регистрации обойдется государству в 1 млрд 200 млн рублей в год.

В Великобритании, где уже несколько лет функционирует национальная база данных ДНК, по статистике только 13% преступлений раскрывается без использования метода ДНК-анализа. 31% преступлений раскрыты с использованием ДНК-анализа, а 60% -- с использованием ДНК-анализа и национальной базы данных ДНК.

Российской милиции теперь придется выбирать другие способы для поиска преступников, особенно в таких случаях, как изнасилования, когда анализ ДНК часто оказывается решающим. По словам главы СКП России Александра Бастрыкина, за последний год общее количество выявленных преступлений только в отношении детей выросло в 2,5 раза -- а это почти 250 тыс. детей и подростков.

Полная версия