Верховный суд России снизил срок наказания одному из убийц первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова. Осужденный на 24 года Максим Прогляда проведет в тюрьме 22 года заключения. Ходатайства Алексея Френкеля о необъективности присяжных и отсутствии некоторых из них в списках, предоставленных в Мосгорсуд для участия в процессе, Верховный суд отклонил, признав обвинительный приговор законным.
Верховный суд России оставил без удовлетворения ходатайства бывшего банкира Алексея Френкеля, осужденного за организацию убийства первого зампреда Центробанка России Андрея Козлова, признав приговор законным. В частности, суд отклонил его просьбу проверить данные о присяжной под номером два, Лидии Зиновьевой, дочь которой работала в правоохранительных органах ― по этой причине ранее Зиновьевой отказали в участии в другом судебном процессе.
Френкель просил рассмотреть не столько вопрос родственных связей присяжной, сколько тот факт, что она умолчала об этом во время отбора коллегии присяжных. «Возмущает не то, какие факты она утаила, а именно то, что эта женщина, Лидия Зиновьева, солгала», -- сказал адвокат Алексея Френкеля Дмитрий Хорст.
«Ну как одна и та же женщина может попасть присяжной в один и тот же суд дважды, -- обращался к судьям Алексей Френкель. -- Это возможно так же, как если прямо сейчас на здание Верховного суда упадет метеорит».
По мнению защитника, присяжная в процессе появилась неслучайно. «Ее заслали, как и первого назначенного по делу Френкеля, Орликова», -- считает адвокат Хорст. У Френкеля были вопросы и к другим членам коллегии: проверив данные по всем присяжным, отобранным по его делу, осужденный за организацию громкого убийства пришел к выводу, что как минимум семь человек не числились в списках московской мэрии. По словам осужденного, в поисках правды он обращался в Мосгорсуд, и там ему неофициально подтвердили, что данных о двух присяжных у них действительно не было. В этот список неучтенных попала, по его данным, и присяжная Зиновьева.
Адвокаты подсудимых также жаловались, что у их подопечных отобрали «право на защиту». «Судья Наталья Олихвер не разрешила защите пригласить свидетелей для выступления в прениях», -- утверждали адвокаты.
Адвокат Френкеля Дмитрий Хорст, выступая в прениях, сравнил весь процесс с песней барда Тимура Шаова. Он начал словами из песни: «Шел дым из ноздрей прокурора и лязгал зубами судья». На что представитель прокуратуры Ибрагимова деликатно заметила судье: «Это у него шел пар из ноздрей, когда он защищал Френкеля».
По мнению защитника потерпевшей, супруги убитого Андрея Козлова, адвокаты Френкеля намеренно затягивали судебный процесс. «Процесс, который можно было провести за полгода, они затянули до девяти месяцев, --- возмутился адвокат Андрей Портнов. -- И с судьей все было нормально, они сами ее провоцировали».
Несмотря на все старания защиты, коллегия из трех судей Верховного суда отклонила заявленные ходатайства о признании приговора Френкелю незаконным.
Тем не менее судьи удовлетворили просьбу одного из адвокатов и сократили срок наказания Максиму Прогляде, осужденному в ноябре прошлого года на 24 года тюрьмы. Следствие считало Максима Прогляду, Александра Белокопытова и Алексея Половинкина непосредственными исполнителями убийства. Половинкин получил пожизненный срок. Верховный суд частично снизил наказание Прогляде, сократив ему наказание до 22 лет колонии строгого режима.
Теперь защитники Френкеля намерены обжаловать решение в президиуме Верховного суда.
Покушение на первого зампредседателя Центробанка Андрея Козлова было совершено в сентябре 2006 года на парковке возле столичного стадиона «Спартак». Когда Козлов, отвечавший в банке за надзор, борьбу с обналичиванием денег и отзыв лицензий, после футбольной тренировки подходил к своей машине, на него напали двое неизвестных. Водитель банкира погиб на месте, а сам он некоторое время спустя скончался в больнице от огнестрельных ранений в грудь и голову.
Тогдашний президент России Владимир Путин связал убийство с профессиональной деятельностью Козлова, объявившего борьбу с теневыми операциями в банковском секторе.
В качестве обвиняемых по делу проходили семь человек. Бывший председатель правления ВИП-банка Алексей Френкель, Лиана Аскерова и Борис Шафрай обвинялись в организации, Богдан Погоржевский, Алексей Половинкин, Максим Прогляда и Александр Белокопытов ― в исполнении убийства. В ноябре прошлого года Алексей Френкель был приговорен Мосгорсудом к 19 годам лишения свободы, Аскерова и Шафрай -- к 13 и 14 годам соответственно. Половинкин получил пожизненное заключение, остальные подсудимые -- от 6 до 24 лет лишения свободы.
Еще один фигурант дела -- 36-летний Андрей Космынин около двух лет находился в международном розыске и лишь в декабре был задержан на юго-западе Москвы.