Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Тамбовских» посадили в учебных целях

В Мосгорсуде вынесен приговор лидеру тамбовской преступной группировки Владимиру Барсукову. Он признан виновным в рейдерских захватах и приговорен к 14 годам тюрьмы. За вынесением приговора в суде наблюдали около трех десятков сотрудников следственных органов -- они изучали первый в России уголовный процесс по делу рейдеров в учебных целях. Заседание суда проходило девять часов при повышенных мерах безопасности.

В Мосгорсуде вынесен приговор лидеру тамбовской преступной группировки Владимиру Барсукову (Кумарину) и его сообщникам. Суд признал Барсукова виновным в рейдерских захватах нескольких предприятий Санкт-Петербурга -- в хищении и легализации чужого имущества -- и назначил ему наказание в виде 14 лет лишения свободы. Срок он будет отбывать в колонии строгого режима. Кроме того, Барсуков должен заплатить штраф в размере 1 млн рублей, сообщает корреспондент Infox.ru из зала суда.

Правая рука Барсукова Вячеслав Дроков осужден на 15 лет колонии строгого режима с таким же штрафом -- 1 млн рублей. Еще один подсудимый, Павел Цыганок получил 12 лет колонии и должен выплатить штраф в размере 500 тыс. рублей.

Наименьший срок -- пять лет колонии без выплаты штрафа получил Альберт Старостин, давший признательные показания. Олег Кумище, давший противоречивые показания на процессе, был осужден на восемь лет лишения свободы. Еще один признавший вину, Александр Баскаков был осужден на семь лет тюрьмы.

Приговор одиозному бизнесмену из Санкт-Петербурга оглашали в Москве, а не в его родном городе из соображений безопасности -- следователи опасались за жизни ценных свидетелей. Заседания проводила выездная коллегия Куйбышевского суда Санкт-Петербурга.

Показательный процесс

В чем обвиняют «тамбовских»Владимир Барсуков (Кумарин) был арестован в августе 2007 года в Санкт-Петербурге.
На заседание приехали прокуроры и следователи, участвовавшие в расследовании громкого дела. Кроме них в зале присутствовали молодые следователи, которых начальство отправило на оглашение приговора в учебных целях. «Это первое дело по рейдерству, -- пояснил один из сотрудников прокуратуры. -- Приехали люди со всей страны». Всего сотрудников прокуратуры и Следственного комитета на заседании было около тридцати.

Около полудня подсудимые, которых распределили по двум стеклянным клеткам, выглядели бодро. Владимир Барсуков и Дмитрий Малышев, как только в зал зашли журналисты, закрыли свои лица листами бумаги. Вячеслав Дроков расхаживал по клетке, а заметив, что за ним наблюдает камера, выругался: «Иди сюда, я тебе рыло надеру!» Олег Кумище (он был единственным из подсудимых, кто был освобожден под подписку о невыезде) приехал в суд с большой сумкой.

Многочасовое заседание несколько раз прерывалось из-за болезни главного обвиняемого (Барсуков -- инвалид первой группы). Подсудимые даже успели пообедать, не выходя из клетки.

В течение девяти часов конвойные сменяли друг друга несколько раз. Трое профессиональных судей, зачитывая материалы, каждые пятнадцать минут передавали друг другу текст на 150 листах. В итоге заседание измотало почти всех участников процесса. Вячеслав Дроков поначалу вскакивал каждый раз, когда приговор от одного судьи переходил к другому, ожидая, видимо, что заседание подходит к концу, но в очередной раз, устав, он решил дальше слушать не вставая. Барсуков, чтобы не привлекать внимание, вдавился вглубь клетки, закрыл лицо капюшоном и читал газету, изредка вытирая со лба пот, Павел Цыганок сидел возле него и один за другим разгадывал сканворды.

Когда судья в очередной раз объявил перерыв, Цыганок несколько раз прокричал: «Позор! На Шенгелии клеймо ставить негде! Позор!» Ранее вместе с Владимиром Барсуковым и Вячеславом Дроковым он заявлял, что Бадри Шенгелия, проходящий по делу свидетелем, на самом деле один из главных виновных по этому делу.

Сразу после оглашения приговора Олегу Кумище надели наручники и подвели к клетке. Зайдя в нее, он поздоровался с остальными подсудимыми. Тем временем председательствующая судья Елена Горбунова спросила у подсудимых, понятен ли им приговор. На что Цыганок прокричал: «Нет!» Судья попыталась объяснить подсудимым их права и спросила повторно, на что Цыганок еще раз громко ответил: «Нет!» Председательствующая судья невузмутимо объявила о закрытии заседания.

Барсуков, Малышев и Дроков по-прежнему никак не реагировали. Лишь Павел Цыганок негодовал, к стеклянному ограждению клетки он поднес газетную статью с крупным заголовком «Независимых судов в России нет».

Адвокаты Барсукова после завершения процесса назвали приговор своему подзащитному «первобытно суровым». «Очевидно, будем обжаловать в городской суд Петербурга, уж не знаю, приедет он сюда или нет», – сказал журналистам адвокат Сергей Афанасьев. На вопрос, будут ли адвокаты добиваться привлечения к ответственности Бадри Шенгелии, он ответил: «Ему предстоит дать показания на многих людей, не только на Барсукова. Поэтому это золотой фонд для Следственного комитета». Владимиру Барсуков между тем грозит новый суд. Адвокат отметил, что Барсуков в данный момент проходит по нескольким делам. «В каких-то обвиняемым, в каких-то подозреваемым», -- сказал он.

Классический случай

Владимир БарсуковВладимир Барсуков инвалид: у него ампутирована рука, удалена почка, кроме того, есть проблемы с сердцем.
Как следует из приговора, координационные вопросы по захвату предприятий решали лично предприниматель Владимир Барсуков (Кумарин) и другой подсудимый -- Вячеслав Дроков. По данным следствия, в 2004 году Барсуков вместе с другими участниками преступной группы, среди которых были уроженцы Тамбовской области, создал в Санкт-Петербурге так называемое тамбовское преступное сообщество, хотя сам подсудимый причастность к созданию банды отрицал.

Однако суд счел доказанным, что Барсуков выделял финансирование сообщников, а Дроков по поручению Барсукова распределял деньги между подсудимыми и привлекал к делу новых участников ОПГ. По версии следствия, тамбовская преступная группа в 2005 году организовала рейдерский захват ООО «Пушкинская», в собственности которого находился ресторан «Петербургский дворик», а также ООО «Магазин «Смольнинский». Уголовное дело по этим фактам было возбуждено в 2005 году после заявления владелицы «Петербургского дворика» Наталии Шпаковой, хорошей знакомой которой, по данным СМИ, является губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Захватывая чужое имущество, подсудимые представлялись его владельцами. В частности, решив в 2005 году присвоить себе магазин «Смольнинский», рейдеры зашли внутрь с охраной, представились владельцами и попросили продавцов забрать свои вещи и уйти. Затем окна магазина заколотили решетками. Милиционерам, приезжавшим по вызову, показывали документы с фамилией нового владельца, и те уходили. Потерпевшие не сразу узнавали, что они больше не начальники на своем месте.

Судебный процесс по делу восьмерых членов тамбовской ОПГ начался в Москве в апреле этого года. Только трое обвиняемых дали признательные показания -- Олег Кумище, Альберт Старостин и Александр Баскаков.

Остальные подсудимые полностью отрицали причастность к тамбовской преступной группировке. Более того, на последних заседаниях главные фигуранты -- Владимир Барсуков, Вячеслав Дроков и Павел Цыганок заявили, что организатором захвата предприятий в Санкт-Петербурге был другой известный в городе бизнесмен -- Бадри Шенгелия (он выступал в качестве основного свидетеля обвинения).

Владимир Барсуков, в частности, заявил, что деньги, найденные у него при обыске, он копил для игры в покер; комната в комплексе «Золотая страна», где, по версии следствия, собирались участники ОПГ, не существовала даже в проекте здания, а размер сейфа просто не совпадал с объемом суммы -- $6 млн, обнаруженной следователями.

Полная версия