Arctic Sea увидели у Зеленого Мыса
Пропавший Arctic Sea увидели службы мониторинга НАТО у островов Зеленого Мыса в западной части Африки. Рядом в ближайшее время возможно пройдет российский сторожевой корабль. Еврокомиссия выяснила, что на сухогруз нападали дважды -- сначала в водах Швеции, а затем у побережья Португалии.
Немецкие СМИ со ссылкой на два независимых источника сообщили, что рано утром в пятницу местонахождение пропавшего Arctic Sea определено в районе островов Зеленого Мыса.
Как сообщает Financial Times в Германии, предполагаемый сухогруз обнаружен на северо-западе от острова Санту-Антан (Кабо-Верде). По данным издания, сухогруз обнаружили локаторы служб мониторинга НАТО.
Представитель НАТО в штабе в Великобритании Крис Дэвис сообщил Associatesd Press, что альянс отслеживает ситуацию, но не принимает непосредственного участия в поисках сухогруза. «У нас нет особой позиции по этому поводу», -- сказал Дэвис. По его словам, альянс начал отслеживать ситуацию с сухогрузом после сообщений о захвате Arctic Sea в Балтийском море, поскольку расценивает это как «необычный случай».
В российском посольстве в Кабо-Верде Infox.ru сообщили, что информацию об обнаружении сухогруза местные власти не подтверждают. «Мы целый день выясняли данные о возможном обнаружении судна, но все это оказалось просто слухами», -- отметил собеседник в дипмиссии.
В свою очередь посол России в Кабо-Верде Александр Карпушин заявил «Русской службе новостей», что сторожевой корабль ВМФ России намерен пройти через территориальные воды Кабо-Верде, «но у него есть там свой план поиска».
Напомним, ранее сообщалось, что на сухогруз было совершено нападение в районе Португалии, а потом судно якобы видели у берегов Испании и туда направился сторожевик «Ладный» (всего на поиски отправлены четыре корабля -- «Ладный», «Ямал», «Новочеркасск» и «Азов»). Но эти данные не подтвердились.
Нападение в Швеции
Обозреватель шведской газеты Metro Патрик Экстрад опубликовал в четверг содержание телефонного разговора, состоявшегося 31 июля с человеком, который позвонил в редакцию и представился капитаном захваченного сухогруза Arctic Sea. По данным экспертов, в этот день сухогруз уже не подавал никаких сигналов и находился в Атлантическом океане, возможно, в районе Бискайского залива.
Тем не менее, по данным шведской газеты, звонивший заявил, что около 3.00 24 июля рядом со шведским островом Оланд экипаж судна подвергся нападению неизвестных в масках и черной одежде. «Они выглядели как элитные американские солдаты, действовали профессионально, -- заявил собеседник журналиста. -- Они сказали, что это полиция, но не стали уточнять, из какой страны. Искали кокаин, который якобы был загружен на судно еще в Калининграде (сухогруз проходил ремонт в Калининграде 24 июня). Все говорили по-английски с легким акцентом, возможно, польским».
На вопрос журналиста, чем были вооружены нападавшие, собеседник ответил, что у них были пистолеты-пулеметы наподобие MP 5. Всех членов экипажа они связали и заклеили им рты. Через окно каюты, куда поместили экипаж, капитан наблюдал за происходящим. По его словам, обыск продолжался 12 часов.
Достоверность этого разговора шведские журналисты подтвердить не могут. Они не называют имя собеседника и отмечают, что по его просьбе будут сохранять его анонимность.
Напомним, что первая информация о захвате сухогруза появилась в шведских СМИ 30 июля. За два дня до этого полиция Швеции начала расследование инцидента по заявлению компании -- оператора сухогруза. Как утверждал оператор, экипаж был связан и избит, а на судне 12 часов искали наркотики. По словам представителя шведской полиции, следователи уже получили данные о травмах, полученных моряками при избиении 24 июля, -- ушибах и выбитых зубах.
Нападение в Португалии
По предположению мальтийских властей и архангельской компании-оператора, которым принадлежит сухогруз, налетчики не покидали судно и до сих пор держат экипаж в заложниках. Однако 29 июля сухогруз прошел пролив Ла-Манш, и экипаж контактировал с британской береговой охраной. Полицейским из Швеции удалось связаться с экипажем по телефону лишь 31 июля. И британской береговой охране, и шведской полиции моряки с Arctic Sea сообщали, что на сухогрузе все в порядке. Последний разговор с экипажем 1 августа вел директор компании Solchart в Архангельске Николай Карпенков, моряки сообщили, что у них все хорошо и они идут в алжирский порт.
В Еврокомиссии по морскому транспорту выяснили, что на судно было совершено второе нападение, уже в водах Португалии. Однако когда именно это случилось, не уточняется. Как сообщает The Daily Telegraph со ссылкой на представителя Еврокомиссии, с судна, идущего под флагом Мальты с экипажем из 15 россиян, поступили радиосигналы о захвате, после того как оно прошло через пролив Ла-Манш.
«Радиосигналы, скорее всего, были получены с судна, которое, как предполагается, было атаковано дважды. Один раз у шведских берегов, а потом у португальского побережья, -- рассказал источник и добавил: -- Еврокомиссия больше ничего не может рассказать на этой стадии, чтобы не навредить продолжающейся правоохранительной работе».
В то же время издание Portugal News отмечает, что португальский флот не подтверждает информацию о входе Arctic Sea в свои прибрежные воды. Португальский флот в настоящее время тоже проводит расследование по поводу исчезновения судна, однако пока не ведет поисковую операцию.
Сейчас к поиску сухогруза Arctic Sea, пропавшего в конце июля, подключены корабли ВМФ России, Космические войска, Государственный морской спасательный координационный центр и Международное морское бюро (базируется в Лондоне). Кроме того, на Мальте создана правительственная комиссия в связи с исчезновением судна.
Это не пираты
Полиция Швеции уверяет, что Arctic Sea исчез из-за коммерческого конфликта между российскими владельцами и другими заинтересованными сторонами, при этом не называя их. Об этом сообщает «Би-би-си», ссылаясь на заявление пресс-секретаря полиции Ильвы Воксби.
По данным национального бюро расследований Финляндии, до 2008 года Arctic Sea принадлежал латышской компании, затем судно купила компания Arctic Sea, зарегистрированная жителями Мальты. Согласно документам, эта компания принадлежит финской компании White Sea, президентом которой является Виктор Матвеев -- гражданин России, проживающий в Финляндии (у него 70% акций, остальные принадлежат двум другим россиянам, проживающим в Финляндии). Он же является директором компании Solchart Management. В России есть компания Solchart (Архангельск), руководителем которой является Николай Карпенков, -- она нанимала экипаж для сухогруза Arctic Sea.
Представители МВД Финляндии сообщили в интервью Helsingin Sanomat, что национальное бюро расследований взяло на личный контроль события с Arctic Sea, задействовав международные каналы.