Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Взятки в ФФОМСе были зарплатой

В Мосгорсуде завершается громкий судебный процесс над бывшими руководителями Федерального фонда обязательного медицинского страхования. На скамье подсудимых находятся 11 человек, которые, по версии следствия, сорвали программу льготного обеспечения лекарствами в России и получали от фармкомпаний «откаты». Руководители фонда, среди которых оказалась женщина -- генерал ФСБ, свою вину отрицают -- около тридцати миллионов рублей были зарплатой чиновников.

Под стражей находятся лишь трое из 11 подсудимых. Это экс-директор ФФОМС Андрей Таранов и два его заместителя — Юрий Яковлев и экс-генерал-майор ФСБ Наталья Климова. Остальные подсудимые находятся под подпиской о невыезде.

Процесс над руководством ФФОМС идет с 4 марта в открытом режиме с участием присяжных. Перед последним словом подсудимых жаркими и язвительными репликами обменялись адвокаты и гособвинители. Прокурор Марина Дятлова обвинила защитников в попытках зомбировать присяжных, адвокаты отвечали не менее эмоционально, сравнивая доказательства обвинения с практикой времен сталинского террора. Эмоциональное выступление адвоката Николая Андрианова прервал залетевший в зал заседания огромный шмель, от которого одинаково яростно отмахивались все участники процесса.

Судья Владимир Усов посетовал на чересчур пылкое выступление защитника и на его богатое воображение. В свою очередь Андрианов парировал: «Пусть лучше придумывают адвокаты, чем прокуроры!»

Организованная группа для получения взяток

По версии обвинения, в августе 2005 года директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Таранов создал «организованную группу для получения взяток» от руководителей территориальных фондов ОМС и представителей фармацевтических и других компаний, заинтересованных в выделении субвенций из нормированного страхового запаса фонда и из страхового резерва средств на обеспечение граждан необходимыми лекарствами. В состав группировки вошли первый замдиректора ФФОМС Юрий Яковлев, заместители директора Наталья Климова, Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев, а также руководитель КРУ Татьяна Маркова, главбух Галина Быкова и начальник финансово-экономического управления Нина Фролова. Другими подсудимыми оказались директор фармкомпании «Протек» Виталий Смердов и инспектор Счетной палаты России Нина Холмина.

Все заявки на выделение субвенций рассматривались положительно только в случае передачи членам группы лично либо через посредников «откатов» в размере 3-5% от общей суммы субвенции. Эти данные были получены оперативниками ФСБ в ходе 15-месячной слежки за чиновниками. В их кабинетах велось видеонаблюдение, а их телефоны прослушивались.

«За полтора года наблюдения так ничего и не нашли, -- утверждает адвокат Николай Андрианов. – Обвинение так и не смогло показать присяжным ни одного кадра, где подсудимые якобы получают взятки. Ни в одном из телефонных разговоров этого тоже не было. Если взятки были, то почему за 15 месяцев никого не взяли с поличным? Все обвинение строится лишь на интерпретациях вырванных из контекста отдельных фраз. А также на словах подсудимых Марковой и Фроловой, которые после трех месяцев в СИЗО стали давать нужные следствию показания».

Из 11 подсудимых полностью свою вину признали лишь Татьяна Маркова и Нина Фролова, которые заявили в своем последнем слове, что находились под влиянием замдиректора ФФОМС Натальи Климовой и беспрекословно выполняли все ее приказы. Лишь после появления уголовного дела они поняли, что совершали преступления. «Я поняла, что единственный путь, который ведет к исправлению, это правдивые показания, -- заявила в своем последнем слове Татьяна Маркова. – Я прошу присяжных о снисхождении».

Остальные подсудимые признались лишь в получении ежемесячных «серых зарплат», при этом они утверждали, что находятся на скамье подсудимых лишь из-за нежелания давать нужные обвинительные показания. Инспектор Счетной палаты Нина Холмина, обвиняемая в том, что за взятку в $1,5 тыс. внесла изменения в акт проверки ФФОМС, проводимой Счетной палатой, вину свою не признала. По ее словам, следствие, не вникая в суть документов, попросту сравнило рабочие материалы с окончательным актом проверки. Бывший гендиректор крупнейшей дистрибьюторской фирмы, занимающейся поставками медикаментов,  ЗАО «Центр внедрения «Протек» Виталий Смердов и руководитель Калмыцкого территориального фонда ОМС Данил Хахлынов также не признали своей вины, заявив, что они не давали взятки ФФОМС.

Зарплата, а не взятки

Бывший глава ФФОМС Андрей Таранов сказал, что это именно он принял решение выплачивать сотрудникам надбавки к зарплате «за возросшие нагрузки». «Это была именно зарплата, а не взятки, как пытается представить это гособвинение, -- заявил в своем последнем слове Таранов. – Это моя ответственность. Что же касается обвинений в организации группы для получения взяток, то я их полностью отвергаю».

По версии обвинения, одним из косвенных доказательств коррупционных связей между Тарановым и его замом Шиляевым является большое количество телефонных соединений между ними, на это внимание присяжных обратила гособвинитель Марина Дятлова. Это заявление вызвало бурную реакцию среди подсудимых и их адвокатов. Возмущение резюмировал Андрей Таранов, предложивший детализировать звонки руководителя «Олимпстроя» частным подрядчикам. «Шиляев курировал в фонде нацпроект, -- напомнил Таранов. – Мне каждый день звонили сверху и спрашивали, как идет выполнение. Да я в день мог ему раз двадцать звонить».

На скамье подсудимых оказалась и первая в России женщина-генерал – Наталья Климова, занимавшая в фонде должность заместителя директора. Она работала в военно-медицинском управлении ФСБ России. Последняя ее должность была заместитель начальника управления. Затем была переведена в качестве прикомандированного сотрудника от ФСБ в ФФОМС. В суде она тоже не признала своей вины.

Практически все подсудимые заявили в своем последнем слове, что они оказались в ненужное время в ненужном месте, а на процессе из них пытаются сделать «стрелочников».

Удар по Зурабову

Напомним, что дело о взятках в ФФОМС стало ударом для теперь уже бывшего министра здравоохранения Михаила Зурабова. Из-за вскрывшейся в фонде коррупции была сорвана программа дополнительного лекарственного обеспечения для льготных категорий граждан -- лекарства, предназначенные в рамках нацпроекта «Здоровье» для льготных категорий граждан, исчезли из аптек во многих регионах России.

В ноябре 2006 года были задержаны руководители ФФОМС и директор одной из крупнейших в России фармкомпании «Протек». В Генпрокуратуре заявляли, что взятки руководству фонда исчислялись десятками и сотнями миллионов долларов, однако в ходе процесса сумма ущерба так и не была названа. Руководителей фонда с самого начала обвиняли в получении взяток, но фамилии взяткодателей появились лишь после нескольких месяцев ареста чиновников. Как считает следствие, участники группы в период с августа 2005 года по ноябрь 2006 года получили от взяткодателей в общей сложности более 27 млн рублей.

Кроме того, по первоначальной версии следствия, лекарства в регионы поставлялись по завышенным ценам, в результате чего 30 млрд руб., выделенных ФФОМС на программу ДЛО в 2005-2006 годах, были израсходованы за первые шесть месяцев. Причем не пошли на погашение задолженностей перед фармкомпаниями, а были распределены между чиновниками. В ходе процесса эти обвинения не предъявлялись. По словам Андрея Таранова, в 2005 году из фонда действительно было изъято 30 млрд рублей, но пошли они не чиновникам, а на монетаризацию льгот.

В понедельник 27 июля присяжные должны будут вынести вердикт по этому делу.

 

Полная версия