Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Президент рассекретил тайную инструкцию МВД

Министерство внутренних дел России по требованию правового управления президента России сняло гриф «Для служебного пользования» с нескольких глав приказа МВД России № 174. Приказ, по данным правозащитников, регламентировал создание в России фильтрационных пунктов. В МВД уверяют, что ничего «страшного» в рассекреченном документе не было.

Министерство внутренних дел России по заявлению начальника правового управления президента России сняло гриф «Для служебного пользования» с нескольких глав приказа МВД России № 174. Это сделано в рамках обеспечения прав и свобод граждан, отметили в МВД. Приказ уже опубликован на сайте Министерства внутренних дел.

«МВД России публикует приказ в целях проведения независимой экспертизы на коррупциогенность», -- говорится в сообщении организационно-инспекторского департамента МВД России.

По данным министерства, автором требования рассекретить главы приказа № 174 стала помощник президента России -- начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева.

Приказ МВД России № 174 был подписан бывшим главой МВД России Борисом Грызловым 26 февраля 2002 года. В документе регламентируются работа милиции с задержанными и организация деятельности дежурных частей. Сообщается, что гриф «Для служебного пользования» был нанесен на положение о правах и обязанностях милиционера при работе с задержанными в отделе внутренних дел.

Как пояснили источники Infox.ru в министерстве, положение рассекречено, в частности, для того, чтобы граждане убедились, что документы не представляют никакой угрозы для их прав и законных интересов. "В приказе описаны действия сотрудников милиции при доставлении задержанного в отделение милиции. Данный приказ не регламентирует каких-либо мер, направленных на ущемление прав граждан", -- отметил собеседник Infox.ru в МВД.

Тайная инструкция

Напомним, что о тайной инструкции МВД России российские правозащитники заявили еще в 2005 году, утверждая, что тайные документы регламентировали действия милиции во время массовых арестов в Благовещенске (Башкирия). В декабре 2004 года в отделения милиции попали около тысячи жителей города, которых избивали и требовали дать показания о нападении на милиционеров, официально потерпевшими тогда были признаны 342 жителя города и 3 милиционера. 

По словам правозащитников (под обращением об отмене приказа к руководству МВД, Генпрокуратуры и президенту России подписались Лев Пономарев, Елена Боннэр, Глеб Якунин, Эрнест Черный и другие), в секретных положениях приказа № 174, а также приказа № 870 говорилось о создании в России неких фильтрационных пунктов. Якобы именно эти приказы фигурировали в материалах дела о беспорядках в Башкирии.

Как отмечали правозащитники, постановка грифа ДСП (для служебного пользования) на подобный документ является нарушением Конституции, так как, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции России, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Кроме того, ни закон «Об органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», ни иные действующие нормативные акты, регулирующие деятельность учреждений, осуществляющих содержание задержанных, содержание под стражей или иные формы принудительного ограничения свободы граждан, не включают понятия «фильтрационный пункт».

Создание фильтрационных пунктов, как утверждают правозащитные организации, было незаконно, следовательно, фильтрационные пункты должны рассматриваться как не предусмотренные законами пункты принудительного ограничения свободы граждан. Более того, сам гриф ДСП не содержится в законодательстве о гостайне и является незаконной формой засекречивания, введенной подзаконными ведомственными актами, утверждали правозащитники.

Впрочем, в опубликованном сегодня МВД приказе № 174 о существовании неких фильтрационных пунктов ни слова не говорится.

Показатель свободы

Как рассказал Infox.ru член правления общества «Мемориал» Александр Черкасов, информация о секретных приказах МВД появилась в благовещенском деле у адвоката Станислава Маркелова. «Он увидел документы, которые противоречили законодательству, и обнародовал копии приказов, имеющиеся в деле, -- отметил правозащитник. -- Надо сказать, что сводный отряд МВД Башкирии незадолго до операции в Благовещенске вернулся из командировки в Чечню. Как раз там они могли ознакомиться с практикой создания фильтрационных пунктов. Милиционеры, которые избивали людей в Благовещенске, были в масках, так что точно сказать, что это были за люди, нельзя. Я не утверждаю, что это были именно те сотрудники милиции, которые вернулись из Чечни, но отрицать такую возможность тоже нелепо».

«Практику создания фильтрационных пунктов мы видели на деле -- в Благовещенске и Чечне. А в этом документе, насколько я помню, шла речь о возможности стрелять по толпе», -- отметил Черкасов. Впрочем, по его словам, рассекречивание документов само по себе еще не показатель получения реальных прав и свобод.

В свою очередь директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина рассказала Infox.ru, что не слышала о появлении в регионах России, за исключением Кавказа, каких-либо фильтрационных пунктов. «Хочется надеяться, что это подвижки в правильном направлении. За последнее время было несколько приказов, связанных с поддержкой прав человека. Их надо было давно отдавать, но все они появились только в последнее время. На мой взгляд, речь идет о постепенном смягчении политики в отношении прав человека в России», -- отметила эксперт.

Эксперт Института прав человека Лев Левинсон отметил, что, конечно, опубликованный акт гораздо лучше секретного, однако выразил уверенность, что читал другую секретную инструкцию МВД. «Я видел материалы уголовного дела (о беспорядках в Благовещенске -- Infox.ru), которые смог скопировать Станислав Маркелов. Это были не изложение, не выдержки, а полностью текст приказа, -- рассказал правозащитник. --Там идет речь о фильтрационных пунктах, о которых не сказано ни в одном федеральном законе. Возможно, опубликовали другой приказ или его часть. Что опубликовали на сайте МВД, я не видел».

Правозащитник Лев Левинсон вместе с Андреем Бабушкиным еще в 2005 году опубликовал экспертное заключение на приказ МВД России №870 от 10 сентября 2002 года, где подверг критике два пункта приказа, предусматривающие действия по ликвидации бандитов по двум вариантам, а также принципы создания фильтрационных пунктов при проведении спецопераций. Этот приказ по-прежнему не рассекречен.

Полная версия