Владелец захваченного в Сомали украинского сухогруза "Фаина" обсуждает с пиратами механизм передачи выкупа за освобождение экипажа. У моряков есть продукты и вода, однако их расходуют экономно. Во вторник должен закончиться срок нового 24-часового ультиматума, выдвинутого пиратами, после чего экипаж судна грозят убить.
Судовладелец захваченного в Сомали украинского сухогруза "Фаина" обсуждает с пиратами-захватчиками механизм передачи денежной суммы. Об этом сообщается в заявлении судовладельца на сайте "Морской бюллетень Совфрахт".
"По состоянию на 27 октября в переговорном процессе произошло небольшое продвижение. Стороны стали более реально оценивать сложившуюся ситуацию, вопросы, связанные с размером выкупа, с необходимостью обеспечения жизнедеятельности судна, безопасности членов экипажа", -- говорится в сообщении.
Компания-судовладелец сообщила пиратам, что приемлемая сумма для выкупа имеется и необходимо предметно обсуждать условия и механизмы их передачи, освобождения экипажа и судна, отмечается в сообщении судовладельца.
Параллельно компания-судовладелец ведет работу по подбору нового экипажа и ремонтной бригады, которые после освобождения судна поведут его в дальнейшем по намеченному маршруту, а нынешний экипаж будет доставлен самолетом на родину.
"Что касается физического и морального состояния членов экипажа, то оно удовлетворительное. Все держатся мужественно. В вопросах доставки пищи пираты отказались от посредников. Они сами доставляют воду и еду на судно. В настоящее время продукты питания и питьевая вода имеются, но в ограниченном количестве, приходится расходовать их экономно", -- говорится в сообщении компании.
Напомним, что "Фаина" была захвачена в территориальных водах Сомали месяц назад -- 25 сентября 2008 года. Cудно перевозило предназначенные для властей одной из африканских стран танки Т-72 и установки залпового огня. По разным версиям, вооружение поставлялось либо в Кению, либо в Судан. Владелец судна и владелец товара долгое время были не ясны. По данным СМИ, к перевозке груза имеет отношение не только одесская компания Tomex Team, но также одесский бизнесмен и гражданин Израиля Вадим Альперин и госкомпания "Укрспецэкспорт", последняя, впрочем, от причастности к перевозке груза "Фаины" открестилась.
Пираты удерживают в заложниках 20 моряков; капитан судна, гражданин России, умер через несколько дней после захвата "Фаины" от гипертонического криза. На борту находятся еще двое россиян, а также 17 граждан Украины и один гражданин Латвии.
За освобождение судна преступники требуют, по разным данным, от $8 млн до $20 млн. Часть средств за месяц плена моряков собрали родственники членов экипажа, а также члены украинской Партии регионов. Однако судовладелец никак не реагировал на требования пиратов.
Пираты, тем временем, неоднократно угрожали взорвать судно. В понедельник представители пиратов (их на борту судна около 50-ти) заявили иностранным журналистам, что судовладелец предложил им забрать оружие, которое перевозил сухогруз. На борту "Фаины" находятся 33 танка Т-72, 6 установок залпового огня "Град" и другое оружие общей стоимостью, по некоторым оценкам, около $35 млн. Представитель пиратов Сугуле Али сообщил, что владелец судна - одесская компания Tomex Team, направила им факс, в котором говорится, что правительство Кении отказалось платить какой-либо выкуп. По словам Али, представитель судовладельца Виктор Муренко указал в письме, что пираты "могут уничтожить или выбросить оружие за борт, если того пожелают".
После этого заявления в понедельник днем пираты сообщили, что подожгут судно и убьют членов экипажа "Фаины", если выкуп им не будет собран и передан за 24 часа.
Затем в ситуацию с "Фаиной" вмешался МИД Украины, потребовавший не обострять положение экипажа, и уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева. По словам Карпачевой, которая активнее всех агитировала передать пиратам выкуп, ситуация с захваченным судном близка к разрешению.
Между тем сторожевой корабль Балтфлота России "Неустрашимый", вышедшего из Балтийска 24 сентября для обеспечения безопасности судоходства в районе побережья Сомали, накануне зашел в йеменский порт Аден для пополнения запасов воды, а оттуда в понедельник направился к африканским берегам. По оценкам специалистов, чтобы добраться от Аравийского полуострова до места заключения моряков сухогруза "Фаина", кораблю потребуется больше суток.