Мирный план для Путина
России выгодно, чтобы самопровозглашенные республики вернулись в состав «своих» стран
Марк Чэмпион (Bloomberg)
Как ни парадоксально это звучит, но Россия может выгадать, если убедит мятежные территории в соседних странах реинтегрироваться.
Особенно ясно это видно на примере Молдовы, где 30 ноября должны пройти парламентские выборы. Вопрос о Приднестровье, отколовшемся в 1992 году, в ходе предвыборной кампании почти не упоминался.
Одна из причин: проевропейские политики в Молдове вовсе не заинтересованы в возвращении Приднестровья, потому что это уменьшить их шансы прийти к власти. Полмиллиона пророссийски настроенных приднестровцев составят 15% электората – и в Молдове всегда будут править коммунисты и социалисты.
Такие же расчеты можно произвести и на Украине. Аннексировав Крым (2,4 млн жителей) и фактически отторгнув часть Донецкой и Луганской областей (еще несколько миллионов), Россия резко изменила политический баланс. Прежде восточная и западная части Украины уравновешивали друг друга, и власть переходила от одного лагеря к другому. Теперь же менее проевропейские избиратели восточных областей вряд ли смогут взять верх. Крым потерян навсегда, а Донецк и Луганск, возможно, превратятся в зону еще одного «замороженного» конфликта, как и Приднестровье.
К несчастью, такое изменение избирательной арифметики на Украине толкает Путина к продолжению войны во имя воссоздания так называемого «Русского мира»… А между тем, в Молдове Приднестровье перестало быть рычагом давления на центральное правительство…
Поэтому есть, по крайней мере, два пути к достижению мира. Первый: молдавское правительство может вести с ЕС и Россией переговоры о реинтеграции Приднестровья. Готовый сценарий уже имеется… Территория вернется в состав Молдовы, которая станет федерацией. У ее субъектов будут достаточно широкие полномочия, но без права вето на политические решения, чего Россия требует для восточной Украины, и с заменой российских войск на миротворцев ООН. Так как приднестровцы получат право голоса, то в ближайшие годы исход выборов в Молдове всегда будет устраивать Россию.
А Евросоюзу придется убеждать Молдову обращаться с этническими меньшинствами так, чтобы те почувствовали себя гражданами страны. Кстати, сделать это надо было уже давно. Молдова никогда не была независимым государством до 1991 года, ее многонациональному народу еще предстоит сложиться. Это не может быть чисто румынским этническим проектом…
Второй путь: признание Молдовой независимости Приднестровья как часть более широкой сделки с Россией. Узкая полоска земли на восточном берегу Днестра исторически не была частью Молдовы… Молдаванам, 75% которых говорят по-румынски, по большому счету дела нет до русскоговорящих приднестровцев. Кроме того, они будут счастливы избавиться от долга перед «Газпромом» в $4 млрд. А Путин будет знать, что в долгосрочной перспективе Молдова интегрируется в ЕС, на который уже приходится 45% ее внешней торговли (на Россию – 25%)…
Почему бы нам не быть оптимистами и начать закладывать фундамент для лучшего будущего? Такая сделка дала бы России и Европе возможность вернуться к переговорам о судьбе стран, которые имели несчастье оказаться между ними.