Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Российской «нефтянке» грозит глубокая заморозка

Давление на отечественную нефтедобывающую промышленность растет. Страна импортирует значительную часть оборудования необходимого для добычи нефти, но из-за санкций импорт прекратился, и амбициозные проекты приходится замораживать

Ольга Ившина (BBC News)

Пока вы не побываете на нефтяной скважине где-нибудь в Западной Сибири, вы не сможете понять, как трудно добывать нефть в России.

Вокруг огромные сугробы, два часа езды до соседней деревни Салым, а ближайший аэропорт в трехстах километрах. Температура воздуха минус 26 градусов, но зимой она обычно опускается до минуса 40. Однако перед российской нефтяной промышленностью стоят более серьезные проблемы, чем холод.

Цены на нефть падают, а издержки, связанные с добычей, растут. Месторождения истощаются. А теперь еще и санкции, введенные Западом в ответ на действия России на Украине…

Давление на российскую нефтедобывающую промышленность растет. Нефтяные поля, до которых сравнительно легко добраться, уже исследованы. «Добывать нефть становится все труднее, - говорит начальник буровой компании «Салым Петролеум» Петр Федоров. – Нам приходится начинать новые проекты в более сложных условиях, вести добычу на морском шельфе и в Арктике».

Санкции добавляют проблем. Россия импортирует значительную часть оборудования необходимого для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Но импорт прекратился, и амбициозные проекты приходится замораживать.

Компания Exxon Mobil прекратила совместную с разработку арктических месторождений, которую она вела совместно с «Роснефтью». Shell отложила проект по созданию совместного предприятия с «Газпромнефтью» по добыче сланцевой нефти в Ханты-Мансийском округе. Другое СП Shell и «Газпромнефти» - «Салым Петролеум» продолжает работать, но темпы роста производства замедляются.

Санкции сказались не только на поставках оборудования, но и на сервисе – ремонте, подготовительных буровых работах и разведке новых нефтяных полей. «Эти вещи важнее для отрасли, чем добыча на арктическом шельфе», - говорит эксперт в области нефтедобычи Виталий Бушуев. Арктика – это, возможно, будущее отрасли, а обслуживать оборудование и производить бурение надо сегодня, считает он.

Больше половины российского бюджета составляют доходы от нефти и газа, страна очень сильно зависит от экспорта. Но для того, чтобы поддержать нынешний уровень добычи, необходимо вкладывать в отрасль. Еще до введения санкций были прогнозы, что добыча нефти в Западной Сибири упадет на 11,5% к 2020 году. Теперь падение может случиться раньше. И будет нелегко возместить эти потери.

«Ситуация действительно тревожная, - считает профессор Александр Хавкин, директор Научного центра по технологиям разработки трудноизвлекаемых запасов нефти Всероссийского нефтегазового НИИ, - теоретически мы можем заместить западные технологии отечественными года через два, но кто-то должен начать это делать. Пока многие компании предпочитают ждать и наблюдать за ситуацией, а время играет против нас».

России необходимо освоить новые технологии, включая нанотехнологии, чтобы увеличить объемы добычи и процент извлечения запасов. Но это требует инвестиций, но откуда им взяться в условиях санкций?

Полная версия