Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Санкции против России: Европа кусает себя за хвост

Ограничительные меры сказываются не только на российских компаниях, но и на европейских. Может ли ЕС позволить себе это, особенно сейчас, когда экономика так слаба?

Reuters

Представители европейских компаний, участвовавших недавно в выставке высоких технологий в Москве, столкнулись с новой реальностью. После того, как Запад ввел санкции против России, число участников выставки сократилось вдвое по сравнению с прошлым годом.

«Влияние санкций на бизнес очевидно – меньше стендов, меньше компаний», - говорит Марк Балтинк, менеджер бельгийской компании Barco, выпускающей дисплеи… Barco потеряла своего крупнейшего российского клиента – Объединенную судостроительную компанию (ОСК). В июле США и ЕС ввели против ОСК санкции, а это значит, что Barco больше не может продавать этой компании дисплеи для тренажеров, на которых моряки учатся управлять судами.

Пример Barco показывает, что санкции сказываются не только на российских компаниях, но и на европейских. Может ли Европа позволить себе это, особенно сейчас, когда экономика так слаба?

Санкции против российских банков, энергетических компаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса были введены в конце июля в наказание за поддержку Москвой повстанцев на востоке Украины…

В августе, через месяц после введения санкций экспорт из стран ЕС в Россию упал на 19% до 7,9 млрд евро ($9,91 млрд). Сокращение, по данным Евростата, составило почти 2 млрд евро…

Отчасти это связано с запретом на импорт продовольствия из ЕС, который был введен Россией в ответ на западные санкции. Но этим дело не исчерпывается. Совокупный экспорт из стран ЕС в Россию упал за восемь месяцев этого года на 12% по сравнению с тем же периодом 2013 года.

В августе экспорт в Россию европейских машин и оборудования, в том числе автомобилей и тракторов, сократился на 23% по сравнению с июлем и на 21% по сравнению с августом прошлого года…

Германия, на которую приходится одна треть экспорта в Россию готовой продукции, столкнулась с резким падением продаж, а итальянский экспорт в Россию сократился почти вдвое.

Такой эффект объясняется тем, что европейские компании теперь не имеют права продавать России товары двойного назначения без разрешения. Под эту категорию попадают и тракторы, и строительные краны, и экскаваторы, и запчасти для автомобилей. Для их экспорта в Россию нужна лицензия.

Экспорт товаров без лицензии грозит нарушителю штрафом в размере до 10% от стоимости экспортной поставки. Получение лицензии может затянуть отгрузка на 2-3 месяца, так как число лицензируемых товарных позиций резко возросло, и таможни испытывают большую нагрузку…

Один из чиновников бельгийской службы по контролю над экспортом стратегических товаров сообщил, что число запросов на получение лицензии с августа увеличилось на 40% и чиновники буквально завалены письмами от компаний…

Между тем европейские компании рискуют, что их контракты достанутся конкурентам из Китая и других стран, говорит Франк Шауфф, глава Ассоциации европейского бизнеса в России.

«Страны, которые не вводили санкций против России, могут занять место европейцев, - говорит он, - экономические позиции ЕС в России под угрозой, и потерянное будет трудно вернуть».

Китайский посол в Берлине в октябре заявил, что Китай постарается воспользоваться возможностями, которые открываются в России.

Тем временем бельгийская Barco продолжает вести бизнес в России, но уже не в прежних масштабах. «Некоторые сделки стали сегодня невозможны, - говорит Карл ван ден Буше, отвечающий в компании за отношения с инвесторами, - и нам приходится с этим считаться».

Полная версия