«Невидимые» русские истребители угрожают гражданским полетам
Западные эксперты утверждают, что российские военные самолеты часто остаются невидимыми для служб контроля за воздушным движением
Амелия Смит (Newsweek)
Организация The European Leadership Network (ELN), базирующаяся в Лондоне, обнародовала доклад, в котором говорится, что «агрессивные» и « в высшей степени опасные» действия российских военных угрожают жизни гражданских лиц.
Авторы доклада утверждают, что российские военные самолеты, находящиеся в воздушном пространстве над Европой, часто не включают транспондеры – приборы, которые позволяют определить их местоположение. В результате контролеры воздушного движения в европейских странах могут их не заметить.
Доклад рисует весьма тревожную картину, в нем описываются случаи нарушения воздушного пространства, взлета истребителей-перехватчиков по тревоге, опасных сближений самолетов и других инцидентов…
Три случая характеризуются как «очень опасные». Это означает, что «существовала реальная угроза жертв или прямой военной конфронтации». Один из этих эпизодов случился 3 марта 20145 года в пятидесяти милях к востоку от Мальмё (Швеция). Регулярный рейс авиакомпании Scandinavian Airlines с 132 пассажирами на борту вылетел из Копенгагена в Рим и едва не столкнулся с российским разведывательным самолетом. Воздушные суда прошли на расстоянии всего 90 метров друг от друга. Столкновения удалось избежать благодаря хорошей видимости и бдительности пилотов гражданского самолета…
В докладе ELN также описывается случай, когда российский бомбардировщик имитировал бомбометание в Лабрадорском море недалеко от побережья Канады. В другой раз российские бомбардировщики были перехвачены истребителями королевских ВВС у границ воздушного пространства Великобритании. Это случилось 31 октября 2014 года, через два дня после того, как натовские радары засекли группу российских самолетов, участвовавших в крупных маневрах над Черным морем и Атлантическим океаном.
Среди двух десятков российских самолетов были замечены семь стратегических бомбардировщиков, утверждает эксперт в области разведки и авиационной безопасности Гленмор Тринир-Харви. «Там были Ту-22 и Су-25, современные и высокоэффективные бомбардировщики и штурмовики, - говорит Тринир-Харви, - то, что такие самолеты летают без опознавательных сигналов, просто пугает»…
«Перехваты и сближения – это обычные действия в тех случаях, когда неопознанные воздушные суда приближаются к воздушному пространству НАТО, - заявил представитель альянса. – Однако подобные полеты создают потенциальную угрозу гражданским судам, так как российские военные самолеты часто не предупреждают о своих полетах или не используют транпондеры...»
По данным НАТО, в 2014 году было зафиксировано более ста случаев сближения российских воздушных судов с самолетами других стран, это в три раза больше, чем в 2013 году. Как известно, НАТО в ответ на российское вмешательство на Украине укрепляет связи с Киевом, усиливает воздушное патрулирование и проводит маневры в Восточной и Центральной Европе.
В свою очередь, Россия решила проводить более активную и агрессивную военную политику и вернуться к тактике, применявшейся в годы «холодной войны», когда советские самолеты вторгались в воздушное пространство НАТО с целью выявить оборонительные структуры альянса.
По словам историка спецслужб Найджела Уэста, подобные агрессивные действия преследуют две основные цели. «Первая – проверить быстроту реакции противника, посмотреть, как быстро будут засечены и перехвачены самолеты, - говорит Уэст. – Вторая – заставить натовцев включить радары, как только радары включаются, русские тут же их засекают»...
В докладе ELN содержатся три основные рекомендации. Авторы призывают российских руководителей «еще раз оценить все издержки и риски, с которыми сопряжена их повышенная военная активность». Западная дипломатия должна пытаться убедить Россию действовать в этом направлении. И, наконец, все стороны должны демонстрировать военную и политическую сдержанность…