Западные эксперты утверждают, что российские военные самолеты часто остаются невидимыми для служб контроля за воздушным движением
Амелия Смит (Newsweek)
Организация The European Leadership Network (ELN), базирующаяся в Лондоне, обнародовала доклад, в котором говорится, что «агрессивные» и « в высшей степени опасные» действия российских военных угрожают жизни гражданских лиц.
Авторы доклада утверждают, что российские военные самолеты, находящиеся в воздушном пространстве над Европой, часто не включают транспондеры – приборы, которые позволяют определить их местоположение. В результате контролеры воздушного движения в европейских странах могут их не заметить.
Доклад рисует весьма тревожную картину, в нем описываются случаи нарушения воздушного пространства, взлета истребителей-перехватчиков по тревоге, опасных сближений самолетов и других инцидентов…
Три случая характеризуются как «очень опасные». Это означает, что «существовала реальная угроза жертв или прямой военной конфронтации». Один из этих эпизодов случился 3 марта 20145 года в пятидесяти милях к востоку от Мальмё (Швеция). Регулярный рейс авиакомпании Scandinavian Airlines с 132 пассажирами на борту вылетел из Копенгагена в Рим и едва не столкнулся с российским разведывательным самолетом. Воздушные суда прошли на расстоянии всего 90 метров друг от друга. Столкновения удалось избежать благодаря хорошей видимости и бдительности пилотов гражданского самолета…
В докладе ELN также описывается случай, когда российский бомбардировщик имитировал бомбометание в Лабрадорском море недалеко от побережья Канады. В другой раз российские бомбардировщики были перехвачены истребителями королевских ВВС у границ воздушного пространства Великобритании. Это случилось 31 октября 2014 года, через два дня после того, как натовские радары засекли группу российских самолетов, участвовавших в крупных маневрах над Черным морем и Атлантическим океаном.
Среди двух десятков российских самолетов были замечены семь стратегических бомбардировщиков, утверждает эксперт в области разведки и авиационной безопасности Гленмор Тринир-Харви. «Там были Ту-22 и Су-25, современные и высокоэффективные бомбардировщики и штурмовики, - говорит Тринир-Харви, - то, что такие самолеты летают без опознавательных сигналов, просто пугает»…
«Перехваты и сближения – это обычные действия в тех случаях, когда неопознанные воздушные суда приближаются к воздушному пространству НАТО, - заявил представитель альянса. – Однако подобные полеты создают потенциальную угрозу гражданским судам, так как российские военные самолеты часто не предупреждают о своих полетах или не используют транпондеры...»
По данным НАТО, в 2014 году было зафиксировано более ста случаев сближения российских воздушных судов с самолетами других стран, это в три раза больше, чем в 2013 году. Как известно, НАТО в ответ на российское вмешательство на Украине укрепляет связи с Киевом, усиливает воздушное патрулирование и проводит маневры в Восточной и Центральной Европе.
В свою очередь, Россия решила проводить более активную и агрессивную военную политику и вернуться к тактике, применявшейся в годы «холодной войны», когда советские самолеты вторгались в воздушное пространство НАТО с целью выявить оборонительные структуры альянса.
По словам историка спецслужб Найджела Уэста, подобные агрессивные действия преследуют две основные цели. «Первая – проверить быстроту реакции противника, посмотреть, как быстро будут засечены и перехвачены самолеты, - говорит Уэст. – Вторая – заставить натовцев включить радары, как только радары включаются, русские тут же их засекают»...
В докладе ELN содержатся три основные рекомендации. Авторы призывают российских руководителей «еще раз оценить все издержки и риски, с которыми сопряжена их повышенная военная активность». Западная дипломатия должна пытаться убедить Россию действовать в этом направлении. И, наконец, все стороны должны демонстрировать военную и политическую сдержанность…